ФОрум Российского Образования (ФОРО)
http://foro.maxbb.ru/

Положительные эмоции
http://foro.maxbb.ru/topic75.html
Страница 1 из 1

Автор:  Надежда [ 03-02, 23:16 ]
Заголовок сообщения:  Положительные эмоции

Положительные эмоции
"Невозможно, чтобы трудно было учиться! Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно!"
Б. Житков

Современный человек в своих поступках, в овладении знаниями руководствуется прежде всего разумом. Однако это не совершается без эмоций. Очевидно, что эмоции бывают разными: положительными и отрицательными.
"Плохо, плохо, Якимов,» - говорит учитель. Бери пример с Гусевой. Я ей за контрольную очередную "пятерку" поставил. А твою работу неприятно в руки взять: оформлена безобразно и по содержанию оставляет желать лучшего. Придется опять вызвать родителей". Эта тирада вызывает лишь негативные эмоции. И вряд ли она поможет учению. А ведь еще К. Д, Ушинский рекомендовал не сравнивать одного ученика с другим; ребенка можно сравнивать только ... с самим собой. С тем, что у него было раньше, и с тем, чего он может достигнуть в дальнейшем.
"Сегодня, Володя, ты отвечал много лучше, чем в прошлый раз, но все же я неудовлетворен твоим ответом. Подтянись, ты можешь заниматься значительно успешнее". Этот в общем тоже отрицательный отзыв не вызывает столь бурную негативную реакцию, как первый, поскольку в нем чувствуется объективность, уважение к личности ученика, признание его потенциальных возможностей.
Надо ли говорить, в каком из приведенных случаев ученики проявляют большее желание учиться, работать серьезнее.
• Больно, когда сталкиваешься с пренебрежением педагогов чувствами учащихся, необходимостью обеспечивать положительные эмоции. Психологические исследования последних лет показали, что один из главных факторов, способствующих высокой эффективности воспитания и обучения, - положительные эмоциональные переживания.
Именно "положительные", хотя практика свидетельствует, что наиболее привычное и как бы традиционное педагогическое действие, направленное на коррекцию поведения ученика в лучшую сторону, заключается в наказании.
Учителя при этом забывают, что осуждение поведения, неуспехов в учении вызывает отрицательные эмоции, а они в свою очередь порождают энергию сдерживания, не способствующую познавательной и творческой деятельности; причем этот эффект наблюдается не у одного ученика, получившего нелестную оценку педагога, а у значительной части класса, боящейся попасть в такое же положение. На пути к знаниям, творческой и познавательной активности слабо успевающих и мнительных школьников возникает своего рода баррикада.
Процесс мышления отключается, начинает действовать закон психологического самосохранения: учащийся пытается только угадать, что хочет от него учитель, и в лучшем случае тужится припомнить, что он учил дома или слышал от педагога на прошлом уроке.
Большинство учащихся не может успешно заниматься в условиях недоброжелательной критики, угрозы, осуждения или, что еще страшнее, осмеяния; учебный процесс этим блокируется. Ученики стремятся избежать наказаний и поэтому занимают "оборону", применяют защитные действия, которые весьма далеки от учебно-познавательной, а тем более творческой деятельности. В итоге вместо удовольствия, удовлетворения от получения новых знаний, радостных переживаний, от субъективных открытий школьник испытывает подавленность, утомление, скуку.
К таким же результатам приводит автоматическое повторение изученного: оно не способствует мыслительной деятельности. Для успешного повторения необходим положительный "эмоциональный сдвиг", положительное переживание. Устранение отрицательных эмоциональных барьеров немедленно повышает эффективность обучения.
Если учащиеся работают охотно, с удовольствием, они лучше понимают трудный материал, их мозг становится более восприимчивым, внимание - острым, прилежание - лучшим; вся школьная работа проходит организованнее, активнее, продуктивнее.

Вот почему важно на всех занятиях пробуждать положительные чувства школьников и всегда думать, чему способствует каждое переживание, к каким результатам приведет. Интересно познакомиться с такими данными: в педагогическом
эксперименте учитель пришел на урок в одном случае недовольным, непрерывно делал замечания школьникам, хмурился, резко осуждал нерадивых; а другом - его как будто подменили: он лучезарно улыбался, шутил, хвалил отвечающих. И вот результаты: на первом уроке преподнесенный им материал школьники усвоили значительно хуже (на 10-20 % слабые ученики, на 31 % - средние и на 37 % сильные).
В другом исследовании психологи решили выяснить, что влияет на успеваемость: квалификация учителя, его затраты времени и сил на одного ученика, отношение учащихся к занятиям, увлечение педагога предметом, оборудование учебного кабинета или другие факторы. Оказалось, что важно все. Но больше всего сказывается на учебе положительный настрой классного коллектива. Если большинство школьников переживают за знания и отметки, стараются лучше и ярче ответить у доски, много читают и охотно делятся друг с другом сведениями о прочитанном, добровольно остаются на дополнительные занятия, с удовольствием решают трудные Задачи, за ними невольно тянутся остальные. И чем слабее ученик, тем больше его успехи в учебе зависят от классного коллектива. Результаты исследования показали: энтузиазм, оптимизм, увлечение предметом передаются школьникам не непосредственно от преподавателя, а через коллектив класса. Если удается увлечь класс предметом, меняется отношение к учебе каждого ученика. Поистине, как считал Г. Лессинг, "радоваться в одиночку грустно": трудно учиться в классе, где нет активного, радостного отношения к овладению знаниями со стороны товарищей. Это обстоятельство осложняет работу педагога: пробудить положительные эмоции одного ученика нетрудно, классного коллектива -много сложнее; но тем почетнее задача. Как же ее решать?
Лучшие учителя понимают, что переживание эмоционального подъема существенно зависит от субъективных факторов, связанных с личностью педагога: его отношения к ситуации, уверенности в себе, доброжелательности, приветливости; поэтому они прежде всего предъявляют высокие требования к себе. Положительные эмоции на уроке и во взаимоотношениях со школьниками — это в первую очередь результат педагогического оптимизма; ведь чтобы ученики верили в хорошее будущее, в необходимость получаемых Знаний, чтобы с удовольствием занимались на уроке, педагог сам должен верить в это, а также в каждого ученика, в его возможности и способности. Нельзя работать с энтузиазмом, создавать добрую атмосферу на занятиях без веры в то, что педагогический труд не пропадет даром, что посеянное прорастет хорошими всходами.
• Любое социально значимое действие предполагает ожидание определенной реакции окружающих, прежде всего авторитетных старших. В психологии это явление получило название экспектации. Школьники непроизвольно, сами не зная этого, внимают и приспосабливаются к экспектациям учителя, стремятся оправдать его ожидания.
Если преподаватель считает ученика способным, искренне верит в его ■ возможности учиться лучше, добиться значительных успехов в учебе — это для него мощный "допинг", нередко помогающий даже обогнать более одаренных товарищей, стать одним из лучших в коллективе. Приняв какой-то вариант поведения, к примеру, серьезное отношение к учебе, и закрепив его в последующей практике, ученик старается постоянно следовать ему. Из сказанного вытекает важная педагогическая рекомендация: учителю нужно давать как можно чаще положительные, притом мотивированные оценки учебно-познавательным действиям своих учеников.
Педагогический оптимизм требует от учителя яркого, интересного проведения занятий.



• Сколько грубых и порой даже наглых
выражений приходится слышать преподавателю на
уроках от своих учеников! Чаще всего конфликты
кончаются примерно одинаково: грубияна выгоняют
из класса, вызывают родителей, снижают оценку
по поведению, а то и по успеваемости. Но скандал
на уроке не способствует положительным эмоциям
и эффективному усвоению материала, не повышает
он и авторитет педагога. Понимая и помня это, а
также то, в чем смысл всей работы учителя,
педагог должен быть спокоен и выдержан; хоро
ший помощник ему в этом — мягкий, незлобивый
юмор.
• К сожалению, преподаватели часто забывают
такую истину: мозг школьника устроен так, что
знания довольно редко проникают в его глубину,
чаще они остаются на поверхности и поэтому
непрочны. Мощным "детонатором", который
помогает им проникнуть внутрь и там "взорвать
ся", превратившись затем в убеждения, является
интерес. Но ведь не все в жизни интересно!


Поэтому так важно искать средства, которые бы увлекли ученика предстоящей учебной работой.
Множество приемов существует для этого! Вначале необходимо настроить учеников на предстоящую деятельность. Педагог может посоветовать подумать о чем-нибудь приятном, затем об удовольствии, которое получишь ты (ученик) и окружающие, если тебе удастся ярко изложить учебный материал, какую радость от отличной оценки, полученной за ответ на уроке, ты доставишь родителям... Наконец, полезно просто улыбнуться, как делают это, когда предстоит что-то веселое, увлекательное. Так созданная "положительная установка" поможет выполнить работу более старательно и тщательно; а скрупулезность исполнения - одно из главных условий пробуждения интереса.
В обиходе, в жизни мы считаем, что плохая работа — результат отсутствия интереса к ней. Но это заблуждение. Скука, отсутствие интереса — следствие плохой работы и нежелания хорошо, аккуратно выполнять свои обязанности. Надо помнить, что достигнутый успех порождает интерес, тягу к занятиям, мотивирует дальнейший познавательный процесс или практическую деятельность. Помня это, преподаватель обязан особенно внимательно, заботливо, душевно подходить к тем школьникам, которые не добиваются успеха в учебе, в какой-то конкретной работе. Положительное эмоциональное подкрепление, исходящее от педагога, окажет позитивное влияние на протекание психических познавательных процессов у этих учащихся, на развитие их активности, учебных интересов и потребностей. Исследователи установили, что упорная зубрежка и учеба, стимулируемая страхом получить неудовлетворительную оценку, не дают глубоких знаний. Знаменитое суворовское изречение "тяжело в ученье - легко в бою" к учебному процессу в школе не подходит. Практика показывает: хроническая неуспеваемость по предмету — результат массированных отрицательных эмоциональных воздействий; последние порождают не только отвращение к учебе, но нередко и жестокость, агрессивность по отношению к преподавателю.

• Положительные эмоции играют большую
роль и в выработке привычек поведения. Только
переживание разнообразных жизненных и мораль-
ных ситуаций, проигрывание различных социаль-
ных ролей формируют мировоззрение, переводят
знания в убеждения, которые, как компас, направ¬-
ляют поступки, ориентируя поведение личности.
Эту работу можно организовать, в частности,
рассматривая исторические факты, акцентируя
внимание в первую очередь на том, что думал,
переживал и чувствовал ученый, изобретатель —
герой рассказа, как готовился, например, к научно-¬
му подвигу, почему не мог поступить иначе.
Весьма желательно, чтобы воспитанник не только
смотрел на мир глазами героя, но и осознавал,
переживал его чувства.
• Строя урок, нужно иметь в виду, какую
большую роль играет правильный подбор материа-
ла. Хорошо знакомое не вызывает интереса и,
естественно, положительных эмоций.
Но и совершенно незнакомый материал, который не с чем сравнить или который чрезмерно труден, безразличен учащимся и даже может вызвать у них антипатию к предмету и к занятиям. Чтобы возбудить положительные эмоции, внимание и интерес, необходимо наслаивать новое на хорошо известное старое, в уже знакомом предмете обнаруживать новые стороны, показывать его в неожиданном ракурсе, словом не повторяться, а возвращаться к старому, преподнося его вариативно, все время по-новому, разнообразно.
Но чтобы заинтересовать других, преподаватель должен, в первую очередь, сам интересоваться своим пред¬метом и любить его, владеть методикой, быть открытым для людей, доброжелательным. Только тогда полюбят предмет ученики. А вызвав внимание занимающихся, затем следует поддерживать его, отыскивая удачные сравнения, аналогии, противопоставления, проводя оригинальные опыты и фронтальные лабораторные исследования, используя яркие наглядные пособия, разнообразные методы и приемы обучения, в том числе игры, соревнования, диспуты, словом все, что возбуждает эмоции, положительные и сильные.
Школьник, воодушевленный чувствами и интересом, начинает заниматься не по обязанности, а сам, по бескорыстному стремлению к знанию, деятельность его мышления и воли становится потребностью. А с увеличением объема знаний эта потребность делается сильнее и активнее.
• Один из способов создания положительных
эмоций на уроке — юмор. "Радостное удивле
ние" - так называл смех В. А. Сухомлинский;
известный педагог был убежден, что смех, радость
стимулируют интеллектуальные силы школьника.
Удивление — мощный рычаг, помогающий при-
открыть завесу над непонятным, расширить круго¬-
зор, получить новые знания. И важно, что удовле¬-
творение интереса не ведет к его угасанию; наобо¬
рот, появляется глубокое напряженное, сосредото¬-
ченное, продолжительное внимание.
• Существует ряд приемов, позволяющих
воздействовать на чувства учащихся, пробуждая
их интерес к занятиям.
Один из них — возбуждение сомнения в справедливости излагаемых преподавателем истин. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации, которую сообщает учитель, ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс - это реакция организма на раздражение рецепторов). Чтобы этого не случилось, педагог, сообщая новое, должен время от времени сознательно включать в свое объяснение ошибки, а затем вести беседу, выясняя ненавязчиво, все ли было верно в сообщении. Так у школьников воспитывается привычка сомневаться, критически мыслить, внимательно слушать старшего, доказывать свою правоту.
Второй прием - высказывание недоверия к отдельным справедливым утверждениям школьников. Этим преподаватель стимулирует мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства,

Третий прием - "возбуждение умственного аппетита" к самостоятельной работе на уроке и дома; он является стратегией успеха.
Вот любопытный факт, В педагогическом эксперименте были подготовлены серии задач для двух классов; в контрольном классе каждый получил одинаковые задачи и, как обычно, кто-то решил все, кто-то несколько, а были и такие, кто не решил ни одной задачи; в экспериментальном же задачи подбирали для учеников индивидуально, каждому по его силам, чтобы он, приложив усилия, смог бы выполнить задание. Когда ребята справились с работой, им предложили задачи "очень трудные", как было сказано, с просьбой попробовать их решить (не отказываться; в случае неудачи осуждать ребят никто не будет). На самом деле новые задачи почти не отличались по сложности от предыдущих. Решив их, ученики добились "вынужденного успеха"; он их вдохновил. После этого им предлагались действительно трудные задачи. И хотя отметка за их решение не ставилась, о чем школьники были предупреждены, они охотно решали эти задачи и не боялись работы; многие добились реального успеха.

Четвертый прием — совместное с учителем эмоциональное переживание материала. Ведя занятие, преподаватель афиширует (а не скрывает) свои чувства к излагаемому материалу урока: он, например, восхищается ученым, сделавшим открытие несмотря на препятствия, которые ставили ему мракобесы от науки, искренне возмущается поведением последних, радуется краткому, но изящному решению задачи, выражает удовлетворение четким опытом, получившимся с первого раза; радуется также успехам лучших учеников и огорчается непониманием материала отстающими.
Таким образом, положительное эмоциональное подкрепление учения создается комплексом действий и приемов. И очень-очень желательно этот комплекс пополнять и развивать.


в наше время жизнь настоятельно требует "чтобы учение — этот самый серьезный и самый кропотливый труд ребенка — был ... радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы..." ,

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/