ФОрум Российского Образования (ФОРО)

Всероссийское общество решения наболевших проблем российского образования
Текущее время: 20-04, 07:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О методистах
СообщениеДобавлено: 09-01, 20:08 
Не в сети
абитуриент форума

Зарегистрирован: 09-01, 19:38
Сообщения: 1
Откуда: Санкт-Петербург
В моём сорокалетнем трудовом стаже есть десять лет преподавательской работы, которые сейчас, с высоты возраста, я оцениваю как самые интересные в моей жизни.
Прежде всего, это – роскошь человеческого общения. Причём общения с молодыми людьми, красивыми и интересными. В такой компании и сам становишься как бы моложе. Легче воспринимаются новые веяния в культуре, становишься терпимее к окружающим, да и вся жизнь становится как-то веселее.
Следующий момент – самореализация. Во время занятия я могу публично выразить свои взгляды по любому поводу, свои понятия о добре и зле, своё отношение к событиям и лицам, свои предпочтения в искусстве. Я могу сказать, что меня раздражают спортивные штаны с полосками в присутственном месте, что мне не нравится отечественное ТВ, переполненное гопниками и квасными патриотами обоего пола
Читая лекции, приходится быть готовым к любому, даже самому неожиданному вопросу. Поэтому необходимо знать свой предмет досконально, чтобы публично не попасть впросак и не увидеть ухмылок скептиков. Да и не только свой - нужны знания философии, психологии, педагогики, риторики. Надо уметь быстро реагировать на внештатные ситуации, и, в первую очередь, на вербальные.
Выходя к аудитории, ты должен знать, что творится в стране и в мире, какие новости вчера сообщили СМИ, кто приезжает в твой город на гастроли. Причём иметь по всем этим вопросам своё собственное мнение, а не пересказывать Познера или Леонтьева. И уж никоим образом не надувать щёк и не тянуть на себя одеяло – эта среда оттянется на тебе по самые не хочу.
Ты должен быть красиво одет, и от тебя должно хорошо пахнуть. Ведь на тебя смотрят такие прелестные создания!
Мне нравится, что в преподавании есть элементы театра. Есть возможность проявить свои эмоции. И сделать это красиво и запоминающе. Лектору обязательно нужно чувство юмора, чтобы публика не заснула при записи очередного параграфа.
Мне нравится, что в своей аудитории я могу найти человека, который умеет или которого можно научить анализировать услышанное или прочитанное. И такого студента можно пригласить или порекомендовать знакомым для будущей работы. И не важно, что он по образованию геофизик или строитель: главное, что он умеет думать.
Я всё больше и больше прихожу к выводу, что думающий и анализирующий индивид,
с точки зрения власти, не нужен. Те, кто приватизировал страну в 90-х, не хотят, чтобы масса думала. Тираж газет неуклонно падает, а с экрана можно говорить что угодно – к
документу этого не пришьёшь. У Николая Носова в трилогии про Незнайку нелояльных отправляют на Остров развлечений, где без ограничений хлеб и зрелища. И те, кто попадают на остров, довольно быстро превращаются в баранов. Естественно, с них стригут шерсть.
Если, кроме преподавания, приходится заниматься ещё и административными делами, то требования к педагогу возрастают многократно. Ибо только при общении глаза в глаза возникает чувство симпатии и уважения. И ничто не воспитывает лучше, чем личный пример. Никогда не забуду, как сорок пять лет назад я, желторотый первокурсник, пришёл договариваться о дате сдачи зачёта своей группы к проректору института.
Красивый седовласый проректор извинился, что сможет заняться мной только минут через десять, но чтобы меня не гонять лишний раз, попросил свою секретаршу налить мне кофе. И через пять минут уже беседовал со мной. Я объяснил цель своего визита, и он спросил, когда нам будет удобно сдать зачёт. Не привыкший к такому обращению, я заявил, что мы согласны на любое его свободное время. И довод интеллигентного человека – мне одному проще подстроится под 25 человек, чем вам под одного.
Эта эпизод настолько импонировал мне, что на пятом курсе в конфликте с заведующим выпускающей кафедры я привёл его в качестве аргумента.
Я преподавал термодинамику и теплопередачу. Мне нравится эта наука. В ней не так много железа, она логически изящно построена, математический аппарат не перегружен. Эту науку можно объяснить любому подростку, если он не зомбирован передачами СТС и ТНТ. По сравнению с электротехникой она имеет более простой физический смысл и для понимания нужно только желание разобраться в ней.
За десять лет преподавания перед глазами прошло более тысячи студентов. Имена многих забылись, некоторых не помню даже визуально. Поэтому часто приходится извиняться, когда с тобой здороваются на улице. Но со многими поддерживаю отношения до сих пор. Не скрою, очень приятно, когда подходят на улице с семейством и представляют тебя членам семьи самыми тёплыми словами. Звонят, поздравляют с праздниками. Просят совета и выручают в тяжёлых случаях. А встречи на юбилеях переходят, иногда, в ситуацию с демьяновой ухой.
В моём последнем выпуске мне запомнилась Маша Пантелеева. Она подкупила меня не только отличным знанием, но и пониманием стройной картины предмета. Прибавьте то, что она внешне очень хороша собой. Если было бы можно, я бы поставил ей 6,0. Расписываясь в зачётке, я не преминул это сказать. И в ответ услышал, что ей было бы неудобно передо мной прийти на экзамен неподготовленной. Да за одно это стоило работать!
Вообщем, работая педагогом, я постоянно получал моральное удовлетворение. Даже сознание того, что хотя бы несколько человек ты сделал лучше, уже даёт право сказать, что не зря ел свой хлеб. И всё же пришлось уйти.
Первая причина банальна – уровень заработной платы. Сейчас я читаю лекции только ради собственного удовольствия, т.к. оплата этого труда покрывает лишь транспортные расходы до учебного заведения.
Хотя сравнения несколько условны, но примерно один сегодняшний рубль по покупательной способности равен одной копейке середины семидесятых годов. Моя среднемесячная зарплата составляла тогда 275 рублей. Да, был товарный голод. Не было голубых джинсов. Но целые штаны были. А восемь недель преподавательского отпуска дали возможность мне с женой и двумя детьми объездить весь Советский Союз от Норильска до Ташкента, и от Красноярска до Таллина. А ещё Польша, Венгрия, Швеция, Иордания.
На прошлой неделе зашёл к бывшим коллегам. В основном сидят мои ровесники, т.е. которым за шестьдесят. У одних час стоит 100 рублей при нагрузке 70 часов в месяц, у других при нагрузке 100 часов час стоит вообще 60 рублей. Это для педагога с 20-ти летним стажем! Если ООН считает 5 долларов в час порогом нищеты, то, что уж говорить об уровне жизни российского педагога. А час лекции, это – не час в конторе. А все заявления официальных лиц о подработке, о частных уроках, о росте квалификации, не более, чем разговоры в пользу бедных.
Коррупция в вузах, кстати, обусловлена и этим фактором. Я себе просто представить не могу, что за пересдачу предмета в моё время кто-то бы посмел бы говорить о деньгах!
Молодых преподавателей нет совсем. Престиж профессии учителя упал, как выражаются сегодня, ниже плинтуса. В педвузы идут те, кто понимает, что в никакой другой институт они, будем говорить прямо, не поступят. А высшее образование по-прежнему престижно.
Кроме того администрация заставляет учителя в обязательном порядке быть ещё и классным руководителем или куратором. Формально это оплачивается. Аж тысячу рублей!
Да я готов от себя заплатить, чтобы отстали!
И вторая причина, о которой я хочу сегодня поговорить поподробнее – это проблема контроля над преподавателем.
Любой работающий в народном хозяйстве работник контролируется не только администрацией предприятия, но и со стороны ведомства по принадлежности оного. Причём, чем сложнее, опаснее и ответственнее деятельность специалиста, тем более жёсткий надзор осуществляется над ним. На электростанциях соблюдение правил эксплуатации оборудования и безопасности труда напрямую влияют на заработную плату работника.
Ведомственный надзор, как правило, многоуровневый, и становится по вертикали всё жёстче. Таким образом, если ко мне приходит инспектор, то это специалист уровня, по крайней мере, не ниже моего.
А теперь посмотрим, каким образом осуществляется контроль преподавателя. Я буду рассматривать положение на примере среднего образования, как наиболее массового. Статистика подтверждает это тем фактом, что профессия учителя по численности является второй после водителей транспорта. Я исключаю из рассмотрения преподавателей вузов т.к. в этой сфере, слава богу, до существующего в школе ещё не дошло.
Учитель работает не только в общеобразовательной школе. Но и в музыкальных школах, школах искусств, разных профтехучилищах, а также в системе среднего специального обучения: техникумах, училищах, колледжах. Сюда бы я отнёс и военные училища. Если раньше эти учреждения относились к соответствующим министерствам, то после 91 года с изменением экономических условий ведомства стали избавляться от них, как не приносящих быстрого дохода. И большинство учебных заведений плавно перетекло под крыло Минобразования.
Соответственно на них распространилась и система контроля. Таким образом, одни и те же люди, называемые методистами, стали контролировать и энергетику, и хореографию. А раз структурам Минобразования государство даёт хоть крошечную власть над учителем, то создался определённый круг людей, которые уверовали в свою непогрешимость.
Кто же попадает в эту касту? Как правило, несостоявшиеся педагоги. Пускать их к детям нельзя: наломают таких дров, что век не соберёшь. Да и не хотят методисты работать с детьми. Что-то сделаешь не так, с родителями придётся дело иметь! Недаром Шер-Хан боялся мать-волчицу больше, чем вожака Акелу. Гораздо проще работать с бесправным учителем. У меня давно существует подозрение, что учителям недоплачивают сознательно, чтобы держать их в узде. Не дай бог, сытый педагог выскажет своим ученикам крамольные мысли по устройству существующего миропорядка! Да ещё скажет, что, по его мнению, власть нехороша. А для детей слово педагога, ох, как много значит – никакой Пушков конкуренции не выдержит!
Вот ведь парадокс — учителя могут жить без методистов. Это методисты не могут без учителей.
Методист из тех, кто не пашет, не сеет, не строит. Мечта «совка»: не работаю, не руковожу, только контролирую. Чтобы, хоть как-то оправдывать свою деятельность, методист изобретает очередные бумаги, под названием «Учебный план». И ладно, будь их два-три. Так до десятка доходит! Так и жду, что скоро все эти планы будут начинаться так:
«Исходя из исторических решений XXVII съезда партии “Единая Россия…». Все эти бумаги только отвлекают учителей от их прямого дела. Вместо того, чтобы знакомиться с новыми идеями и веяниями, миллионная армия педагогов в сентябре очередной раз переписывает по требованию методистов филькину грамоту поурочных планов. Инспекторы нужны, никто не спорит. Но не в таком виде и не в таком количестве.
Вот и в этом учебном году в конце августа я сел за компьютер и начал составлять учебный план для учащихся хореографических отделений детских школ искусств. В городе нет своего хореографического училища. Я делаю эту работу ежегодно за мою жену. Она просто впадает в ступор при словах «Методическая разработка». Я же теперь не только не путаю demi-plie c battemant tandu, но и отличаю en dehors et en dedans и ecartee et efface.
35 лет назад жена стала преподавать хореографию. Ей это так нравилось, что для того,
чтобы заниматься любимым делом, она ушла со сцены, не проработав положенные
балетным 20 лет. Взрослые дочери говорят, что мать хлебом не корми, а дай лишь
просторный класс с большими зеркалами и деревянной палкой. Но, чтобы у нас в семье
всё было спокойно, надо пережить сентябрь с его учебными планами.
Я не собираюсь делать никаких обобщений. Всё, что здесь написано, лишь мои
впечатления от встреч с конкретными людьми. И если читатель сделает какие-либо выводы,
то это его собственные выводы.

Первый раз я встретился с живым методистом на первом году преподавательской
деятельности. Перед занятием меня предупредили, что придёт инспектор. Меня это
удивило, обычно первогодки под официальную проверку не попадают. Но не расстроило,
к тому времени я имел почти 10 лет опыта на передовых в техническом отношении
электростанциях. Инспектором оказалась дама с постным выражением лица, которая
мне внешне явно не понравилась. Но, поскольку, по отношениию к незнакомым
у меня существует презумпция невиновности, я решил не спешить с выводами.
Заодно, думаю, спрошу о том, как она трактует некоторые моменты сегодняшней лекции.
Тема лекции – второй закон термодинамики. Для тех, кто в этом разбирается, скажу:
материал выигрышный, философский, прекрасная возможность проявить свою эрудицию.
После лекции смотрю на инспектора, что же она скажет. Далее диалог.

И. (Сквозь зубы) - Чувствуется, что материалом Вы владеете.
Я. (про себя) – Ну, так восемь с половиной лет в хорошем НИИ.
И. - Но на занятии у Вас шумно.
Я. - Это естественный рабочий шум. Тема интересная, где-то спорная, стоит подумать.
Студенты обмениваются впечатлениями.
И. - А вот у меня на занятии слышно как муха пролетит!
Я. - Согласитесь, что прослушивание насекомых лежит вне второго закона термодинамики.
И. – Мне кажется, что у нас разные взгляды на учебный процесс.
Я. – Вот тут я с Вами полностью согласен.

В прошлом году на юбилее школы встречаю одноклассницу. Каюсь, не узнал. Время относится к женщинам безжалостно. Называется. После нескольких «А, помнишь…» рассказывает, что после школы не поступила в родном городе в пединститут, но сделала это со второй попытки в вузе соседней области. Год отработала в школе, потом папа устроил в районо.
Через десять лет перешла в гороно, где и просидела до пенсии. Работой довольна, но скучновато, коллектив исключительно женский. Поскольку этот вопрос мне интересен, начинаю расспрашивать подробнее.
В основном, отвечает, сидят филологи. Как правило, берут по «рекомендации», сиречь по блату. Жён, дочерей и любовниц ответственных работников. Пьют чай с тортиком, работа - перекладывание бумаг. В октябре принимают завучей школ с многочисленными планами. А потом, не торопясь, эти планы проверяют. Иногда приходится ходить с проверками. Проверяют всех подряд.
- А как, спрашиваю, с дополнительным образованием? Изо, хореография?
- Так бумаги те же самые. А на рецензии ищем специалиста.
- Слушай, а С-ва Юру, знаешь?
- Да кто его не знает! Единственные штаны у нас на весь город. Но два года назад получил
Заслуженного Учителя. Директорствует где-то на окраине.
В 80-м этого Юру прислали к нам освобождённым секретарём комсомола. На педсовете
поднялось что-то расплывчатое с бабьим лицом, порядка 120 кг при росте около 180. Гонору
немеряно. Уточнил, что он - Юрий Григорьевич, в прошлом году закончил филфак
пединститута и год работал в райкоме комсомола завотделом учащейся молодёжи.
Через неделю, первого сентября, Юру отправили руководителем со вторым и третьим курсом на картошку. А уже четвёртого руководство совхоза попросило заменить его, ибо второго произошла массовая драка с местными, а третьего - невыход в поле. Плюс Юра заявил, что директор совхоза ему не начальник.
Ещё полгода Юра прокантовался у нас, чуть было не сорвав ноябрьскую демонстрацию.
После чего директор пошёл в райком и попросил избавить нас от такого функционера. Год Юру пинали с места на место, ибо был никуда не пригоден. А затем осел в инспекторах.
Позже к нам в коллектив попала Юрина однокашница, которая рассказала, что в его
присутствии студентки подтягивали колготки, не считая его за мужчину.
Где-то я читал, что вузы страны выпускают филологов в семь раз больше, чем инженеров-химиков, хотя потребность в народном хозяйстве обратная.
Пединститут (педагогический университет!) есть не только в каждом областном, но и во многих районных городах. В советское время каждый городской руководитель старался иметь у себя в городе комплект из педагогического, медицинского и политехнического институтов.
И по возможности института культуры. Всё это теперь называется университетами или академиями. Институт культуры – фи, как скучно! То ли дело – Академия искусства и культуры! Совсем другой гламур!
С точки зрения затрат филфак самое рентабельное заведение. Технический вуз надо оснащать лабораториями, оборудованием, искать хороших специалистов для чтения лекций, а для филфака всегда есть резервы.
И вот ежегодно армия филологов вливается в жизнь. В школу? Да ни что! Лучшие востребованы. Редакторы, корректоры – умение эффективно (и эффектно!) сказать и написать не последнее дело в этой жизни. Остальные образованцы попадают в офисный планктон. У меня в городе один такой филолог двадцати трёх лет баллотировался в депутаты Госдумы от КПРФ вторым номером. В местных газетах он рассказал, что в последние два года учёбы (Вы будете смеяться, но на филфаке педвуза!) у него сложились хорошие связи в министерстве энергетики. И теперь он занимается внедрением отечественного энергооборудования за рубежом! И как красиво звучит для дальнейшей карьеры – «В 200… был кандидатом в ГД»!
Первый раз в жизни я порадовался, что у нас в области в Госдуму прошли только по одному человеку от КПРФ и от Миронова, все остальные – … сами знаете.
Я понимаю, что где-то, без сомнения, есть хорошие методисты. Но не повезло – мне такие не попадались. А дело нужное, но, … как всегда.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-01, 23:04 
Не в сети
кадровый состав ФОРО
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13-07, 23:53
Сообщения: 390
Откуда: Москва и Подмосковье
Уважаемый Николай!

Большое спасибо за очень интересный материал.

Я не преподаватель, но проблемы современного образования меня очень интересуют.
Совсем недавно я долго посещал школу в качестве родителя своей дочки. А после с интересом наблюдал её учёбу в университете.
Да и вопросы преподавания меня сегодня интересуют уже всё больше – в силу уже просто моего возраста.))

А ещё – всё это интересует меня в качестве исследователя структуры современного мне общества. Почему грамотных специалистов-практиков может сегодня контролировать большое число их неграмотных начальников?)) Вплоть до вопроса о том, как на должность президента страны и главного её военачальника (!) каждые четыре года попадают неграмотные случайные люди?
Почему вообще такая система отбора кадров имеет право на существование в суперграмотном современном обществе?

Так что, думаю – здесь большой простор для большого обсуждения.))

_________________
Счастье надо создавать своими руками
(А.Грин, «Алые паруса»)

С уважением, Мир Валерий Викторович,
главный администратор форума


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-01, 13:59 
Не в сети
кадровый состав ФОРО
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-01, 12:39
Сообщения: 225
Откуда: Тула
Николай писал(а):
Прежде всего, это – роскошь человеческого общения.

Как же я с вами согласна!на все 200%
По этой причине не люблю наш длительный отпуск.
Скучаешь по той энергетике, которую ежедневно получаешь от учеников!!
Но вместе с тем. оставаясь в мире детей, я совершенно разучилась общаться и понимать взрослых с их вечными проблемами, унылым выражением лица, скептическим и взглядами на жизнь. Уж, и не знаю, хорошо это или плохо???

Николай писал(а):
Молодых преподавателей нет совсем. Престиж профессии учителя упал, как выражаются сегодня, ниже плинтуса.

Его , престижа, нет.
И поднять будет ой, как трудно!!!

Николай писал(а):
Я всё больше и больше прихожу к выводу, что думающий и анализирующий индивид,
с точки зрения власти, не нужен.


Не нужен был никогда!!
Или нужен той власти, которая сама умеет думать и думать не только о себе..., что крайне редко!

Николай писал(а):
Вообщем, работая педагогом, я постоянно получал моральное удовлетворение. Даже сознание того, что хотя бы несколько человек ты сделал лучше, уже даёт право сказать, что не зря ел свой хлеб. И всё же пришлось уйти.


Вот только что моральное удовлетворение от того, что тебя любят, уважают ученики..- это "дорого стоит"..
А почему пришлось???
Хотя я тоже ушла бы давно, если бы предоставилась возможность где- то заработать или подработать.
Да и так наши (сельские школы) позакрываются скоро.

Николай. вы очень много проблем затронули в вашей статье.
и я увлеклась, а тема тут другая.............Спасибо вам!!!(но мы обсудим все аспекты в других темах.

Я бы на сегодняшний день методистов всех сократила.
Помощи никакой. а требований много.

_________________
Надежда, Вера и Любовь пусть будут с вами вновь и вновь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-01, 18:32 
Не в сети
абитуриент форума

Зарегистрирован: 20-01, 18:23
Сообщения: 15
Откуда: Berlin
Уважаемые коллеги!

Я о молодых специалистах спросить хочу. Простите, от российской действительности отстала. У нас еще существуют (сохранились) профильные педагогические школы, классы? Знаю, что в моем родном МПГУ (Москва) были школы, с которыми наш ВУЗ работал. Давал льготы, квоты при поступлении, но...не очень все хорошо было. Я работала в Центральной приемной комисии нашего ВУЗа и знаю, что льготы-то давали, связь была, но многие выпускники держали ВУЗ "про запас". Туда всегда успеем. А поступали и ориентировались изначально на другие университеты и институты...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-01, 22:26 
Не в сети
кадровый состав ФОРО
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-01, 12:39
Сообщения: 225
Откуда: Тула
nelke писал(а):
Я о молодых специалистах спросить хочу. Простите, от российской действительности отстала. У нас еще существуют (сохранились) профильные педагогические школы, классы? Знаю, что в моем родном МПГУ (Москва) были школы, с которыми наш ВУЗ работал. Давал льготы, квоты при поступлении, но...не очень все хорошо было. Я работала в Центральной приемной комисии нашего ВУЗа и знаю, что льготы-то давали, связь была, но многие выпускники держали ВУЗ "про запас". Туда всегда успеем. А поступали и ориентировались изначально на другие университеты и институты...

Уважаемая Марина Игоревна, если я Вас правильно поняла, то вы имеете ввиду льготы при поступлении в те Вузы, которые имели предварительную договорённость со школами, в которых были либо подготовительные курсы, либо профильные классы.
Нет,сейчас таких льгот нет.
С появлением ЕГЭ выравнялись условия поступления в ВУзы -только по результатам ЕГЭ или традиционным экзаменам, если так решит ВУЗ

_________________
Надежда, Вера и Любовь пусть будут с вами вновь и вновь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB