ФОрум Российского Образования (ФОРО)

Всероссийское общество решения наболевших проблем российского образования
Текущее время: 28-03, 16:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14-03, 15:37 
Не в сети
абитуриент форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-03, 10:49
Сообщения: 9
Откуда: от верблюда
В наше время эффективность системы образования является существенным показателем уровня общего развития любой страны и важной ареной научно-технологической конкуренции. Образование в любой стране является основной базой создания и развития новых производственных технологий. Образование - это базис экономики и культуры страны. Советский академик С.Г. Струмилин ещё в 20 годах аргументировано доказал, что производить капиталовложения в развитие образования весьма выгодно, вложения приносят не меньший доход, чем непосредственные затраты на развитие производства. Советский академик В.А. Трапездников также утверждает, что на один рубль вложения в образование даёт три рубля экономического эффекта. Американский специалист в области экономики образования Т. Шульц, на основе расчётов утверждает, что около трети ежегодного роста валового национального дохода США является «отдачей» от капиталовложений в сферу образования. Аналогично, весьма убедительно М. Кайзер – профессор Оксфордского университета - доказал наличие прямой зависимости между ростом валового национального продукта в Англии и развитием образования. Естественно, что кризис в образовании всегда порождает техноло-гический кризис в производстве, а затем и экономический кризис в стране. В наше время количество информации в мире увеличивается в два раза в год. Для ориентации в новой информации и работы с ней необходим новый уровень качества образования. Образование следует рассматривать как важнейшую базу морального и материального будущего благополучия страны. Образование - гарант выживания страны и человечества в целом.
В настоящее время, методы и организация обучения в учебных заведениях давно находятся в противоречии с требованиями жизни. Требования растут, а несовершенство методов и организация обучения препятствует их выполнению.
Существующие теория и практика организации обучения много лет лишь декларируют основные принципы и методы обучения, но не дают ни одного конкретного примера организации высокоэффективного научно обоснованного учебного процесса. Организация обучения не меняется со времён Я.А. Коменского с 1632 года. С тех пор в педагогике наблюдается инерционный хаос, бесцельное топтание на одном месте. Современная педагогическая технология необоснованно усложнена и продолжает усложняться.
Центральным вопросом, на который автор старается ответить, является вопрос о сущности создания эффективной системы управления качеством познавательного процесса и управления самообразованием учащихся.
Решая психолого-педагогические проблемы качества учебного процесса, необходимо исходить из того, что учащийся является и должен быть активным субъектом управления своей познавательной деятельности в этом случае, его внутренняя мотивация познавательной деятельности становится регулятором собственной деятельности.
Поэтому одной из главных психологических проблем, которая препятствует повышению эффективности существующего учебного процесса, является необходимость изменения личностного отношения учащегося к познавательной деятельности. Чему серьёзно препятствует на этом пути - существующая идеология образования.
Педагогическая идеология – система определённых взглядов, идей, понятий, представлений, которых придерживается в данном случае педагогическое общество в организации образовательного процесса. Педагогическая идеология является отражением общественного подхода к организации образовательного процесса. Педагогическая идеология играет огромную роль в эффективности функционировании учебного процесса.
Современная педагогика построена на тотальном, неэффективном управлении сверху, не способном ставить и достигать конкретные цели в области образования. Обучение насаждается давлением на учащихся сверху вниз. Учащиеся принуждаются к обучению. Обучение по принуждению - это насилие над личностью, против которого личность нередко протестует нежеланием обучаться.
Парадоксальная ситуация сложилась в существующей педагогике, в которой принуждая школьников к учению, педагоги одновременно усердно ищут пути активизации их познавательной деятельности. Существующая принудительная педагогика создаёт пассивность учащихся, а пассивных учащихся мерами принудительной педагогики невозможно включить в активный познавательный процесс. Поэтому существующая идеология в образовании является идеологическим тупиком для развития образования.
Преодолеть этот барьер наша консервативная дидактика вряд ли сможет, скорее всего, вряд ли захочет. Видимо, потому, что эта идеологическая база является слишком хорошей кормушкой для многих авторитетных особ, причастных к сфере образования, заинтересованных в сохранении своего статуса. Авторитарная идеология в сфере образования - это главная основа коррупции в учебных заведениях, в особенности в вузах, и является дополнительным источником неправедного обогащения учителей и преподавателей.
Одним из создателей традиционной школы является Я.А. Коменский, обосновавший классно-урочную систему (определивший состав учащихся, педагогов, методы, средства обучения и принципы их взаимодействия). Несомненно, это было прогрессивно для того времени. Но изменяющиеся условия жизни и технический прогресс настоятельно требуют повышения эффективности и качества образования, и поэтому принципы взаимодействия по Я.А. Коменскому пришли в противоречие с требованиями дальнейшего развития дидактики.
С авторитарными принципами взаимодействия учителя с учащимися не развивается общая учебная активность и не только не создаются условия для проявления индивидуальных способностей личности, но они даже неумышленно тормозятся, и даже подавляются её проявления. Учитель чувствует себя в глубине души надзирателем. А дети, вероятно, как осуждённые на помосте палача. Эта идеология слишком глубоко сидит в душах педагогов, выдавить из себя подобные стереотипы им весьма тяжело. Но постараться нужно, поскольку это порождает грубые педагогические ошибки.
Нельзя умалять и отрицать многие достоинства традиционной образовательной технологии, она имеет свои сильные стороны.
Но авторитарная идеология, как стиль управления процессом обучения, категорически неприемлема, учебный процесс на этой основе строится в принципе неверно. Учитель подчиняет учащихся только собственным требованиям и не даёт возможность проявить инициативу самостоятельной познавательной деятельности учеников. Своим высокомерием создаёт в общении с учениками непроницаемую стену, эмоциональный барьер.
Педагоги, используя авторитарный стиль руководства, испытывают трудности в общении. Они раздражительны, агрессивны, конфликтны, нетерпеливы, не задумываются в принятии решений, в анализе групповых проблем, не нуждаются в одобрении и внешней поддержке, самодостаточны, обладают стремлением к независимости, самостоятельности, низким уровнем самоконтроля.
Поэтому давно назрела пора перейти от - дрессировки учащихся к их осознанному учению.
Великий китайский мудрец Конфуций (около 551—479 до новой эры) две с половиной тысячи лет назад утверждал: «Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учеба дается ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять».
Тем не менее, за две с половиной тысячи лет человечество не смогло внять идеологию и чёткий смысл грамотного построения учебного процесса. И понять, что центральная фигура в процессе образования не учитель, как это сейчас принято, а учащийся, управляющий своим образованием. Под словом учащиеся здесь и далее подразумеваются и школьники, и студенты, и слушатели.
Повышение финансирования системы образования в свете национального проекта и замена старых учителей на молодых не улучшает и не улучшит качество образования без изменения идеологии, организации и методов учебной работы.
Ещё Коменский, Песталоцци и Дистервег указывали, что главным фактором успешного обучения является собственная учебная деятельность учащихся - самообучение. Например, Дистервег писал, что развитие и образование не могут быть даны или привнесены извне. Этого можно достигнуть только собственным трудом, собственным напряжением, собственными усилиями. Поэтому идеология образования должна быть переориентирована на постановку осознанного самообразования.
В настоящее время совершаемые преобразования в системе образования, направленные на повышение качества обучения, не дают никаких положительных тенденций и не приносят ни малейшей пользы. В процессе принуждающего обучения учащиеся всеми способами стараются спрятать свои незнания, обмануть педагога для того, чтобы получить высокую оценку. На деле они обманывают и педагога и обкрадывают себя, недополучая необходимые знания и умения.
Для того чтобы понять издержки современной педагогики, раскроем ответы на простой вопрос – «Кому и для чего нужно образование»: очевидно, что образование нужно: 1). Государству для развития технологических производств и т. д. На основе чего должно определяться, каких и сколько специалистов потребуется. 2). Человеку, для того чтобы стать специалистом в определённой отрасли обеспечивающей этому человеку конкретные материальные и духовные блага. 3). Работодателю для обеспечения своего производства грамотными специалистами.
Потребителем знаний и умений в основном являются и государство, учащийся человек и работодатель. Поэтому государство, учащиеся и работодатель заинтересованы в практических и качественных знаниях и умениях получаемых учащимися. Они же фактически являются заказчиками и плательщиками в системе образования. Исполнителем, обеспечивающим качество и эффективность образования, являются учебные заведения и конкретные педагоги. Поскольку система образования выполняет социальный заказ общества, поэтому она прямо является специфической, социальной образовательной сферой услуг. Качество образования необходимо его потребителям Следовательно, контроль качества образования должны производить потребители этого образования – прежде всего сам учащийся человек, на основе самоконтроля и самооценки, (или родители младших школьников), государство с помощью единого государственного экзамена (ЕГЭ по всем предметам без исключения).
Существующий авторитарный контроль знаний и умений учащихся в учебном процессе, никак не вписывается и ничем не обосновывается в структуре товарно-денежных отношений. Он разрушает всю логику деловых взаимоотношений. В учебном процессе должно быть, так же, как и везде - кто платит, тот и контролирует качество. В существующей системе образования финансовое состояние учебного заведения, в равной мере, как и зарплата педагогов, прямо не зависят от качества знаний и умений учащихся. В результате, качеством обучения в учебных заведениях, в общем-то, никто и не озабочен.
В связи с этим, имеет смысл полностью отказаться от якобы бесплатного образования на всех уровнях, поскольку "бесплатное образование" - это продукт весьма неэффективного расходования средств налогоплательщиков. Ни учебные заведения, ни учащиеся тем самым не стимулируются на качество образования. Это не значит, что государство должно отказаться от финансирования образования, а значит, то, что государство должно перейти от финансирования поставщиков образовательных услуг к финансированию потребителей этих самых услуг, то есть самих учащихся. И в этом плане государство должно перейти на нормативно-подушевое финансирование не образовательных учреждений, а финансирование самих учащихся, для осуществления их образовательных целей. Это создаст прямой стимул для повышения качества образования и для учебных заведений и для самих учащихся. Учебные заведения при этом будут заинтересованы в привлечении денег учащихся. Что и заставит их заботиться о качестве образования.
В настоящее время учебные заведения и конкретно учителя - преподаватели в настоящее время за качество обучения ни как не отвечают, их финансирование никоим образом не зависит от качества обучения их учащихся. Не существует положительной мотивации повышения качества образования. Следовательно, качественного образования в этой ситуации в принципе не может быть.
Первоочередная задача учителя - это обеспечение помощи учащимся в ходе их познавательного процесса. Вместо авторитарного контроля состояния обучености учащихся в структуре урока должно иметь место диагностирование состояния уровня знаний и умений каждого учащегося. Диагностирование должно быть основано на использовании самооценок учащихся. На основе результатов диагностирования проводится корректирование состояния уровня знаний и умений до необходимого уровня.
Задача любого учебного заведения заключается в обеспечении уровня знаний и умений каждому учащемуся в соответствии с государственным стандартом или требованиями работодателя. Если учебное заведение не смогло обеспечить учащемуся человеку сформировать государственный стандарт знаний и умений, то в этом случае надо обязать учебное заведение вернуть деньги плательщику за произведённое не качественное образование (государству, предприятию, человеку) за невыполненный заказ.
Нередко можно наблюдать следующую картину, происходящую в учебном процессе вузов. Прочитав лекции студентам по определённому предмету, (но нередко даже не прочитав лекции), им даётся контрольная работа. О способах и методах выполнения этой контрольной они не имеют ни малейшего представления. Как правило, такая контрольная работа состоит из сложнейшей системы задач (для учащегося). Поскольку учащегося не научили решать такого рода задачи, то естественно учащийся, то бишь студент, ставится в дурацкое положение, в полнейшую рабскую зависимость от воли преподавателя. В результате учебный процесс превращён не в учение, а в откровенное унижение человеческого достоинства учащихся. Эта ситуация, как правило, является основой коррупции и вымогательства. Поэтому для того, чтобы остаться студентом и сдать выполненную работу, учащиеся идут либо к репетитору, который за оплату выполнит эту контрольную, либо за определённую плату преподаватель поставит зачёт за эту работу. В этом плане как рефераты, контрольные работы, так и курсовые и дипломные работы выполняются, как правило, кем-то (кроме самих студентов), как правило, за деньги. Аналогичная ситуация и в школе, она нисколько не изменилась со времён К.Д. Ушинского, который по этому поводу писал, имея в виду качество обучения: «Вся тяжесть школьного занятия при таком преподавании, весьма лёгком для учителя и потому весьма употребительном, падает на ученика. Просидев без всякой пользы шесть битых часов в классе, пропустив, по всей вероятности, половину объяснений, он должен сам приготовить урок в часы свободные от классов. Сколько напрасно потерянного времени, сколько тяжёлых усилий, и для какого ничтожного результата! Вся небольшая польза, которую приобретает ученик при таком преподавании, далеко не вознаграждает одной привычки к бездействию по целым часам и самому рабскому притворству, необходимому последствию такого препровождения времени в классе». Поэтому учащиеся, просидев без внимания на уроках, нередко даже и не приступят к выполнению домашних заданий. А, придя в школу, постараются списать это задание у другого ученика или прибегнут к другим уловкам, приводящим в заблуждение учителя. Такого рода учебный процесс является карательно-принудительной системой, не дающей ребенку свободно дышать, жить и развиваться. В таких условиях, к сожалению, школа учит не столько математике, физике и русскому языку, сколько дает уроки умения изворачиваться, обманывать, приспосабливаться к давлению силы и власти. Такова реальность.
Попытки насаждения Министерством образования в учебный процесс информационных цифровых технологий не способно улучшить качество образования, так как:
1. Обучить педагогов использованию цифровых технологий в их серьёзном возрасте практически невозможно. Видимо поэтому у Министерства образования России возникла навязчивая идея освободить школы от учителей пожилого возраста. Но что это даст, если организация и технология обучения останется прежней? Следующие за ними по возрасту учителя вскоре также станут пожилыми, и неугодными. Их тоже надо будет увольнять и т. д.
2. В тоже время обучать всех учителей использованию цифровых технологий не имеет смысла, так как в настоящее время и в недалёком будущем в школах нет и не будет возможности использовать цифровое оборудование прежде всего из-за его полного отсутствия в учебных заведениях.
3. Даже при наличии цифрового оборудования в учебных заведениях нет систематизированной электронной - цифровой программной базы (контента) для использования этого оборудования, другими словами - нечего показывать учащимся на компьютерном оборудовании, а если что и есть, то оно, как правило, разрозненно, фрагментарно и чаще всего совершенно не годится для его использования на занятиях.
4. Введение цифровых технологий не основано ни на одной педагогической технологии, не определена роль и место информационных цифровых технологий в учебном процессе. Тем самым это нововведение не может способствовать созданию качественного систематического образования.
5. Вводимые информационные цифровые технологии в учебном процессе не основаны на использовании высокоэффективного замкнутого циклического управления обучением. А без реального управления познавательным процессом учащихся достичь высокого качества образования не представляется возможным.
6. Попытки применения дистанционной формы обучения также не приведет, к каким либо положительным результатам из-за колоссальных неподъёмных технических, организационных и методических проблем на этом пути.
Упование на использование компьютерных цифровых технологий для повышения качества образования в настоящее время это утопия, если хотите очередная мода, очевидно основанная на полном отсутствии других путей совершенствования образования.
В 70-х годах прошлого века учителя-новаторы создали много эффективных методик, позволяющих с рождения воспитывать и развивать в каждом человеке гения. Создана и широко апробирована технология учебного процесса без пробелов в знаниях. Разработана высокоэффективная система изложения нового материала. Все учителя - новаторы утверждают, что время обучения можно значительно сократить без ущерба для качества знаний и умений учащихся, в тоже время традиционные дидакты и чиновники требуют увеличить срок обучения с 11 до 12 лет. Происходит какое-то умышленное торможение развития образования, которое больше похоже на откровенное вредительство. Наверху успешно имитируют деятельность по совершенствованию качества образования, а на деле ничего в этом направлении не предпринимают. В системе образования давно назрела ситуация, в которой ученики не хотят и не могут учиться по-старому, а учителя не могут учить по-новому, в результате из года в год качество образования снижается во всех учебных заведениях.
Существующая идеология, технология и организация образования, как в средних, так и высших учебных заведениях, к сожалению, является одной из многих человеческих глупостей.
Модернизация образования для повышения качества и эффективности должна быть, прежде всего, ориентирована на использование идеологии сотрудничества учителя с каждым учащимся, а учащегося с учителем. На обязательное использование системы управления учебно-познавательным процессом каждого ученика, на конкретную современную, построенную грамотно и рационально, на высокоэффективную педагогическую технологию образования. Описание подобной технологии раскрывается в книге Н. Леонова «Новая эффективная дидактика» http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9441012. Где представлена в некотором роде другая парадоксальная идеология, технология и организация учебного процесса. Почему парадоксальная? Потому что её понимание лежит за пределами сложившихся стереотипов педагогической общественности, за пределами нескольких психологических барьеров. Потому что она без дополнительных материальных, трудовых и технических вложений даёт парадоксально высокое качество обучения. Потому что она создаёт у всех учащихся желание хорошо учиться. Потому что она позволяет всем учащимся учиться без пробелов в знаниях. Потому что она снимает большинство конфликтных ситуаций между учителем и учащимися. Потому что она полностью снимает основу для коррупции в сфере образования. Потому что она снимает психологические барьеры на пути для дальнейшего значительного совершенствования эффективности и качества образования.

_________________
Более подробное теоретическое обоснование и практическая реализация совершенствования учебного процесса в книге Н.Леонова «Новая эффективная дидактика». http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9441012


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-03, 22:14 
Не в сети
кадровый состав ФОРО
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-01, 12:39
Сообщения: 225
Откуда: Тула
Николай Леонов писал(а):
В наше время эффективность системы образования является существенным показателем уровня общего развития любой страны и важной ареной научно-технологической конкуренции. Образование в любой стране является основной базой создания и развития новых производственных технологий. Образование - это базис экономики и культуры страны. Советский академик С.Г. Струмилин ещё в 20 годах аргументировано доказал, что производить капиталовложения в развитие образования весьма выгодно, вложения приносят не меньший доход, чем непосредственные затраты на развитие производства. Советский академик В.А. Трапездников также утверждает, что на один рубль вложения в образование даёт три рубля экономического эффекта. Американский специалист в области экономики образования Т. Шульц, на основе расчётов утверждает, что около трети ежегодного роста валового национального дохода США является «отдачей» от капиталовложений в сферу образования. Аналогично, весьма убедительно М. Кайзер – профессор Оксфордского университета - доказал наличие прямой зависимости между ростом валового национального продукта в Англии и развитием образования. Естественно, что кризис в образовании всегда порождает техноло-гический кризис в производстве, а затем и экономический кризис в стране. В наше время количество информации в мире увеличивается в два раза в год. Для ориентации в новой информации и работы с ней необходим новый уровень качества образования. Образование следует рассматривать как важнейшую базу морального и материального будущего благополучия страны. Образование - гарант выживания страны и человечества в целом.


Я, как учитель -практик, могу точно сказать, что что все эти исследования верны на сто процентов, но это никак не используется на деле!!! Мои 25 лет работы в школе - это сплошная битва за выживание учителя и школы наедине с самим с собой.
Никто даже не пытается вкладывать в нас ни копейки. Ничего не изменилось за 25 лет.
Николай Леонов писал(а):
Учащиеся принуждаются к обучению. Обучение по принуждению - это насилие над личностью, против которого личность нередко протестует нежеланием обучаться.

Вот об этом я как раз говорила в теме "Обязательное среднее образование" . Даже обязательное основное образование не приведёт к росту общего интеллекта России.
То же самое -обязательность сдачи ЕГЭ - только отпугивает молодёжь от школы.
Николай Леонов писал(а):
Поэтому давно назрела пора перейти от - дрессировки учащихся к их осознанному учению.

ПОлностью согласна с Вами!
Я бы убрала со стола журналы и дневники, но есть глас администрации -не дай бог, не поставишь оценку за урок(или мало поставишь, не проконтролируешь, не учтёшь, не заметишь...)
И это важнее всех интересно проведённых уроков!!!горящих ученических глаз!!!! (говорю с иронией)
Николай Леонов писал(а):
Упование на использование компьютерных цифровых технологий для повышения качества образования в настоящее время это утопия, если хотите очередная мода, очевидно основанная на полном отсутствии других путей совершенствования образования.

И здесь я согласна!!!
Я в своём блоге как раз коротко об этом рассуждала
http://pedsovet.org/forum/index.php?aut ... wentry=205
Николай Леонов писал(а):
Описание подобной технологии раскрывается в книге Н. Леонова «Новая эффективная дидактика» http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9441012. Г

Спасибо, изучим...

Но скажу вам - одни теории ничего не дадут.
Когда заходишь в класс, понимаешь, что всё надо начинать сначала..и совершенно каждый раз по новому, по своему...
Но чтобы были силы у учителя на каждую ученическую индивидуальность нужна забота и о каждом учителе! (со стороны государства)

_________________
Надежда, Вера и Любовь пусть будут с вами вновь и вновь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB