Сергей Круподер 05.03.2010 post='144735:
Что ж - сам нарвался. Придется отвечать.
Начну с того, что здесь малость иная система школьного образования. Школы четко разделены на три этапа:
- начальная, или примария: с 1 по 6 класс;
- средняя, или секундария: с 7 по 9 класс;
- подготовительная или препаратория: с 10 по 12 класс.
То есть, ученику приходится в процессе обучения минимум два раза менять школу.
Согласно Закону об образовании, обязательными и гарантированными государством считаются примария и секундария - 9 классов образования. Иначе говоря, каждая семья имеет право на обучение ребенка в бесплатной примарии и секундарии (при том, что есть и платные, разумеется). На уровне препаратории все школы платные. Я как раз на этом уровне и работаю. Так что первый ответ - кое-что зарабатываем.
Что такое "платная" школа? Сейчас разъясню.
Структура, где я тружусь вот уже 6.5 лет, именуется Colegio de Bachilleres de Estado de Chiapas (наш сайт
www.cobach.edu.mx). В переводе - Колледж Бакалавров штата Чапас (бакалавриат здесь - одно из названий препараторий). Аналогов в России нет.
Попробуйте представить себе нашего монстра. Есть голова - Генеральная дирекция колледжа (примерно 350 человек) в столице штата городе Тустла Гутьеррес, где я и работаю: возглавляю т.н. отдел междисциплинарных лабораторий. Есть 9 лап - так называемые региональные координации: весь штат разбит на 9 зон для удобства управления. И есть сам организм - на сегодняшний день 284 (двести восемьдесят четыре) школы по всему штату: 76500 учеников и примерно 5500 учителей. Самые дальние школы от нас, дирекции, на расстоянии в 500-600 км находятся.
Из школ - 117 обычных (planteles escolarizados) и 167 школ дистанционного обучения (EMSaD) - я уже писал о них в веточке про ДО. Из школ EMSaD две находятся в местах лишения свободы - в колониях общего режима. Так что иногда и за мексиканской решеткой бывать приходится...
Все школы по всем предметам работают по единым федеральным программам - от типа школы это не зависит. Обучение ведется по семестрам: с февраля по июнь и с августа по декабрь. Итого наши школьники проходят шесть семестров.
Плата за обучение: стоимость одного семестра (5 месяцев обучения) в обычной школе - 350 песо (825 рублей), в школе EMSaD - 150 песо (350 рублей). Для сравнения: минимальный заработок, установленный в стране - 50 песо в день. Так что деньги для подавляющего большинства населения отнюдь не смертельные.
Понятно, что для наших потребностей этот заработок - капля в море. Посему колледж имеет государственный статус и подчиняется министерству образования штата - аналогу российского облоно. Финансирование осуществляется одновременно из бюджета штата и федерального бюджета - если не ошибаюсь (тут могу соврать), примерное соотношение 2:1.
Цитата (Татьяна Васильевна (wera), 04.03.2010, 18:35) →
Сергей Алексеевич, Вашем профайле есть запись об открытии в этом году 35 малокомплектных сельских школ при колледже.
Не могли бы Вы рассказать, КАК это происходит (кто учредитель, с какой целью и при каких условиях принимается решение об открытии школы, кто финансирует, каковы перспективы выпускников школы - и вообще, всё, что сочтёте необходимым рассказать)?
А почему нет? Информация не секретная. Тем более, что в прошлом году лично открывал такую школу и официально являюсь ее крестным отцом - малая школа EMSaD номер 207 в поселке Икскан (Ixcán). В переводе с языка майя Икскан - "гнездо гадюки", так что, можно сказать, школа села Гадюкино.
)) Сегодня в моей "двести седьмой" учатся 32 ученика. Расстояние от дирекции до этой школы - примерно 360 километров.
Итак, все начинается с поселковой общины и ее руководства: российский аналог - сельсовет. Они подают ходатайство об открытии школы-препаратории в муниципальную алькальдию (по-русски, в районную администрацию). Обязательное условие для препаратории - в том же самом поселке уже должны работать примария и секундария (см.выше). Если этого нет - заявка не рассматривается.
Если алькальдия считает, что все в порядке, то она визирует прошение, и оно переправляется в министерство образования штата (по-русски, облоно).
Решение об открытии школы принимается на уровне облоно. При этом учитывается множество факторов, но главные - наличие достаточного числа потенциальных учеников в поселке и в поселках рядом и отсутствие находящихся рядом других препараторий.
Иные заявки на этом уровне могут ждать своего удовлетворения годами, а то и остаться вообще без ответа.
Все заявки, по которым в течение семестра принято положительное решение, представитель облоно лично везет в федеральное министерство образования в Мехико. Ибо по закону любая школа любого уровня здесь в обязательном порядке должна иметь федеральную регистрацию - т.н. clave, личный код. Этот код потом пишется крупными буквами на здании школы.
И только с получением федерального кода школа считается родившейся. Теперь можно начинать набор учеников - чем я и занимался в Икскане. У нас это делают наделенные полномочиями представители Генеральной дирекции колледжа в сотрудничестве с властями поселка.
Минимальное число учеников для открытия школы не оговорено - у меня было 32 человека, но я знаю школы, которые начинали с тремя-четырьмя учениками. И ничего.
Сельские школы EMSaD обычно начинают работу в посторонних помещениях - для моей 207-й поселок Икскан выделил Каса Эхидаль, нечто типа сельского клуба. Затем в течение примерно года-полутора строятся школьные аудитории.
Насчет перспектив. За препаратории у нас борьба здесь между поселками идет нешуточная, вплоть до мордобития (не шучу, было и такое). Ибо обязательными они не считаются (см.выше), но без аттестата препаратории ни в один вуз поступить невозможно. А образование здесь - главный и могучий социальный лифт. Ибо в стране Мексике, как и во всем цивилизованном мире,
квалифицированный труд оплачивается существенно выше неквалифицированного. Разница может быть в разы.
Если говорить о конкретных перспективах, то у меня сейчас один мой хлопчик из моей первой пятерки 2003 года сегодня докторскую диссертацию по химии в университете города Хьюстона (США) делает по моей наводке. Парнишка - чистый мексиканский провинциал из беднейшей семьи (его мама без образования в одиночку троих поднимала), но голова и руки - золотые. А он у меня не один такой...
Цитата (Людмила Кривошеина, 04.03.2010, 20:07) →
Даа, как-то мне сразу захотелось в Мексику)))) Сергей Алексеевич, с финансированием понятно. а как обстановка на работе? Нужно ли проходить дополнительные квалификационные испытания, как мы проходим аттестацию или там с этим полегче?
Увы. Того золотого педагогического фонда, который есть в России и в ней не ценится абсолютно, тут нет и в помине. Мне лично по моей химии, за которую отвечаю, приходится брать на работу кого угодно - от агрономов до фармацевтов - и делать из них прямо на ходу учителей химии. Скажем так - конкурс на место учителя здесь огромный, но вот профессиональных претендентов - кот наплакал...
Со мной лично все проще было - я ж сюда попал, примерно как Гус Хиддинк на российскую футбольную сборную. Короче, дал мне тогдашний директор колледжа, дон Хорхе Луис, пять учеников и одну учительницу из ближайшей 13-й школы колледжа (один квартал от дирекции) и год испытательного срока: дескать, будут результаты - одно дело, не будут - до свиданья, адиос по-местному.
Капитализм, однако. Система жесткая, но справедливая. Как потопаешь, так и полопаешь.
Короче: когда через 7 месяцев, в марте 2004-го на национальной олимпиаде страны Мексики по химии, мой хлопчик, подготовленный по российской методике, играючи взял "золото", местное национальное жюри просто охренело на месте - никогда штат Чапас, эта тупая провинция на гватемальской границе, выше сотых мест не поднимался. Ну, а дон Хорхе Луис мне торжественно заявил, что испытание закончено и что он готов продлять мой контракт хоть пожизненно. Что и наблюдается - уже с четвертым по порядку директором.
На сегодняшний день у нас уже около десятка медалей по химии. А тот самый хлопчик сегодня в Хьюстоне над диссертацией работает...