ФОрум Российского Образования (ФОРО)

Всероссийское общество решения наболевших проблем российского образования
Текущее время: 16-04, 23:17

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 21-03, 11:16 
Не в сети
кадровый состав ФОРО
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13-07, 23:53
Сообщения: 390
Откуда: Москва и Подмосковье
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Виктор СУПЯН
Доктор экономических наук
Заместитель директора Института США и Канады РАН


США: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭКОНОМИКА

Сфера труда - важная и многоплановая область экономической жизни США. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и процесс непосредственного использования трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), то есть в общественном разделении труда, а также мобильность американской рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Именно поэтому проблемы занятости и безработицы, развития человеческих ресурсов и трудовых отношений являются одним из приоритетов социально-экономической политики Соединенных Штатов.


--------------------------------------------------------------------------------

Эволюция трудовых ресурсов: основные характеристики
Можно констатировать, что к началу XXI в. в США сформировалась чрезвычайно мобильная и хорошо подготовленная рабочая сила, уровень производительности труда которой самый высокий в мире. Численность экономически активного населения в США в 2006 г. составила 152,4 млн. человек, 145,6 млн. трудились. Динамика показателей занятости свидетельствует о весьма высоких темпах ее роста в 90-х годах. За это десятилетие в стране создано более 21 млн. рабочих мест. Самый низкий уровень безработицы за последние 25 лет - 3,9% (5,5 млн. человек) - был отмечен в апреле 2000 г. В 2003 г. в результате циклического спада ее уровень возрос до 6,2%, но к 2007 г. вновь уменьшился до 4,5%.

Отраслевая структура американской рабочей силы характеризуется дальнейшей ее урбанизацией, перераспределением из сферы материального в сферу нематериального производства, расширением занятости в быстро развивающихся наукоемких отраслях.

Сельскохозяйственная рабочая сила, численность которой к концу 90-х годов приближалась к 3,3 млн. (менее 3% совокупной рабочей силы), в 2006 г. составила немногим более 2 млн. человек. Занятость в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство) в абсолютном выражении снижалась (с 35 млн. в начале 70-х годов до 30 млн. в 2006 г.), исключение - строительство, где численность работающих возросла с 4,8 млн. в 1970 г. до 9,6 млн. человек в 2007 г.; уменьшилась занятость в обрабатывающей промышленности (с 19-20 млн. в 70-80-е годы до 16 млн. человек в 2006 г.).

Уровень занятости в материальном производстве в совокупной занятости за последние 30 лет сократился с 33,2% до 21,8%, что объясняется ростом численности работающих в сфере услуг (за период с 1970 г. по 2006 г. - с 47,3 млн. до 114 млн. человек). Ни в одной другой стране мира занятость не распределяется с таким огромным перевесом в пользу сферы услуг. Это свидетельствует прежде всего о высоком уровне производительности труда в экономике, особенно в обрабатывающей промышленности, и о принципиально новой роли сферы услуг в социально-экономическом развитии страны.

Весьма заметны сдвиги и в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы. К началу 2006 г. доля ”белых воротничков” достигла почти 60%; доля же лиц, занимающихся преимущественно физическим трудом, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых работников обслуживания, медленно, но неуклонно сокращается.

Согласно принятой классификации к работникам умственного труда относят специалистов с высшим образованием, администраторов и управляющих, административно-вспомогательный персонал, торговых работников. По прогнозам, особенно высокие темпы роста занятости в ближайшие годы ожидаются среди программистов, специалистов по программному обеспечению, использованию информационных баз данных, компьютерным технологиям, системных аналитиков, медиков.

Впечатляют изменения в образовательном уровне американской рабочей силы. В 2006 г. около 85% всего взрослого населения США в возрасте 25 лет и старше имело законченное среднее образование, а приблизительно 28% - законченное высшее образование. Это значительный качественный сдвиг по сравнению с 1970 г., когда среднее образование имело менее 54 % населения и лишь 10% закончили университеты и колледжи. В 2005-2006 гг. в США было присвоено 48,5 тыс. докторских степеней (53% - мужчинам, 47% - женщинам) и 580 тыс. степеней магистра наук. На 2006 г. период обучения среднего американца превышал 13 лет, что на год больше продолжительности обучения в средней школе. Таким образом, по агрегированным показателям американская рабочая сила является одной из наиболее образованных в мире.

Важная тенденция, заметно меняющая облик рабочей силы в США, - рост экономической активности женщин, достигшей к началу XXI в. 60% (для сравнения: в середине 60-х годов - 40%, в 1940 г. - 28%). В 2006 г. женщины составляли почти половину рабочей силы страны (около 71 млн.).

Среди основных причин повышения трудовой активности американок - существенно возросшие возможности вовлечения женщин в общественное производство (прежде всего за счет бурного развития сферы услуг, в том числе на неполный рабочий день); ”машинизация” быта, освобождающая их от многих рутинных домашних обязанностей; повышение образовательного уровня (сегодня он не уступает соответствующему показателю у мужчин); наконец, в условиях растущей стоимости жизни доходы женщин стали важной составляющей семейных бюджетов. Тем не менее представляется, что в дальнейшем степень их экономической активности вряд ли резко повысится: естественным ограничителем является рождение и воспитание детей.

Вместе с тем средний заработок женщин, занятых полный рабочий день, все еще составляет лишь 73% от средней зарплаты мужчин, хотя этот разрыв и сокращается (в 1940 г. средняя зарплата женщин составляла 60% мужской). Отчасти эта диспропорция связана со все еще высокой концентрацией женщин в низкодоходных производствах и, как признают американские специалисты, с сохраняющейся дискриминацией при найме на работу и на рабочем месте. Мало пока женщин и в предпринимательской элите страны. Как показало недавнее обследование 4200 компаний, лишь 2,5% женщин относится к высшему управленческому персоналу: в 1999 г. только четыре из 500 крупнейших американских компаний возглавляли женщины.

Состав рабочей силы, как и всего населения Соединенных Штатов, становится все более многонациональным и многорасовым: в 2004 г. около 70% были белыми, более 12% - афроамериканцами, около 13% - испаноязычными, чуть более 4% - выходцами из Азии, около 1% - коренными жителями Америки (индейцы, алеуты, эскимосы).

По оценкам, это соотношение существенно изменится к 2050 г. Доля белых снизится до 52,8%, испаноязычных возрастет до 24,5%, афроамериканцев - до 13,6%, американцев азиатского происхождения - до 8,2%. Такого рода сдвиги связаны прежде всего с сокращающейся рождаемостью среди белого населения, а также с масштабами иммиграции в США из стран Латинской Америки и Азии (которая дает основной прирост населения страны). В результате, если в настоящее время представители национальных меньшинств составляют примерно 25% рабочей силы страны, то к середине XXI в. эта цифра возрастет почти до 50%.

Несмотря на общие позитивные характеристики, рынок труда США сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями. Хотя уровень безработицы в среднем по стране относительно невысокий, ее масштабы среди отдельных групп рабочей силы весьма заметны. В частности, уровень безработицы среди представителей этнических меньшинств - испаноязычного населения и афроамериканцев - существенно превышал в 2006 г. общенациональный уровень (4,5-8,4% - среди темнокожих, 5% - среди испаноязычных). При этом среди выходцев из Азии уровень безработицы в 2006 г. составил 3,2%. Среди молодежи в возрасте 16-19 лет этот показатель превысил общенациональный уровень более чем в 3 раза (12,7%).

Сохраняется и даже увеличивается разрыв в оплате труда среди работников разного уровня квалификации. Хотя реальные доходы населения (после длительного застоя в 70-е и 80-е годы и первой половины 90-х) с 1996 г. начали устойчиво увеличиваться, темпы этого роста заметно разнятся среди различных групп рабочей силы, что усиливает неравенство в доходах. Более того, реальные доходы большинства низкоквалифицированных категорий уменьшается. Если в конце 70-х годов лица с высшим образованием зарабатывали в среднем на 38% больше тех, кто имел только среднее образование, то в конце 90-х годов этот разрыв увеличился до 71%. Средненедельный реальный заработок у неимеющих аттестата средней школы упал с 462 долл. в 1979 г. до 337 долл. в 1999 г. Лица с высшим образованием за этот же период увеличили свои реальные недельные заработки с 758 долл. до 821 долл. С конца 70-х годов разрыв в доходах высоко- и низкооплачиваемых работников в среднем возрос с 3,7 до 4,4 раз.

Другой серьезной проблемой остается неравенство в уровне образования и возможностях его получения среди различных этнических групп. К началу XXI в. наибольший процент закончивших среднюю школу был среди американцев азиатского происхождения - более 90%. Среднюю школу заканчивает примерно одинаковое количество белых и темнокожих американцев - 88% и 86% соответственно. Среди испаноязычного населения процент завершивших среднее образование существенно ниже - 62 %, что в немалой степени связано с большой долей иммигрантов из Латинской Америки, многие из которых не окончили школу.

Значительно хуже ситуация с получением высшего образования среди представителей этнических меньшинств. Если среди белых в конце 90-х в вузы поступали 70% выпускников школ, то среди афроамериканцев - 60%, среди испаноязычных - лишь 50%. В значительной степени это обусловлено высокой стоимостью высшего образования в США: в начале 2000-х годов высшее образование имели 44% американцев азиатского происхождения, 26,1% белых и только 16,5% афроамериканцев и 10,6% испаноязычных. В 2005 г. 72,8% степеней бакалавра было присвоено белым гражданам США, 10,7% - афроамериканцам, 7% - испаноязычным, 6,2% - азиатам, 0,6% - коренным жителям США, 2,7% - нерезидентам страны.

Уместно заметить, что несмотря на огромный прогресс, достигнутый в преодолении расовой и других форм дискриминации на рынке труда и на рабочем месте, это явление тем не менее существует. Так, только в 1998 г. в Федеральную комиссию по равным возможностям в сфере занятости поступило 12,5 тыс. жалоб на дискриминацию по принципу расовой или этнической принадлежности, пола, религии, возраста или состояния здоровья, которые были рассмотрены и решены в пользу работников.

Еще одной проблемой, существенно влияющей на американский рынок труда, является постоянное сокращение охвата профсоюзным движением американских рабочих и служащих. К 2005 г. в профсоюзах состояло около 15,4 млн. человек, или 13,5% работающих мужчин и 11,3% занятых женщин. Членство в профсоюзах сокращалось (в частном секторе экономики - с 35% 1950 г. до 8,5% в 2006 г.) прежде всего по мере уменьшения доли в общей занятости обрабатывающей промышленности, в отраслях которой действуют основные профессиональные объединения. В то же время в государственном секторе представительство в профсоюзах резко возросло: с 10% до 40,5%. Однако, поскольку баланс занятости в США - явно не в пользу госсектора, общее представительство трудящихся в профсоюзах заметно понизилось.

В результате, во-первых, нарушается некий сложившийся баланс отношений между трудом и капиталом в масштабах всей экономики; во-вторых, отсутствие профсоюзов как инструмента защиты интересов работников нередко ведет к ухудшению социальной атмосферы на предприятиях; в-третьих, как показывают результаты многочисленных обследований, на предприятиях, не охваченных профсоюзами, уровень заработной платы в целом заметно ниже (на 33%), нежели на ”юнионизированных” предприятиях. Таким образом, ослабление профсоюзного движения способствует снижению уровня доходов в стране.

Развитие образования и формирование человеческого капитала
Один из ключевых приоритетов политики Соединенных Штатов, направленной на создание ”экономики знаний”, - всемерное развитие образования, прежде всего научно-технического, формирование конкурентоспособного человеческого капитала.

В 50-е и 60-е годы в США была разработана теория человеческого капитала, ставящая своей задачей углубленное исследование проблем воспроизводства качественной рабочей силы, а в более широком смысле - роли и значения созидательных способностей человека. Большой вклад в ее развитие внесли выдающиеся американские экономисты, в частности, Т.Шульц, Г.Беккер, Д.Минцер, Л.Туроу, Д.Кендрик и др. Именно они впервые поставили вопрос о роли инвестиций в человеческий капитал, доказывая особую значимость образования для экономического роста. В их работах человеческий капитал трактуется как совокупность полученных людьми знаний, навыков, квалификации, их физической готовности к труду, а также разного рода мотиваций. Во многом благодаря признанию этой теории начиная с середины ХХ в. вложения в образование и подготовку кадров, затраты на здравоохранение в США перестали рассматриваться как неизбежные издержки процесса общественного воспроизводства, а стали восприниматься как важнейшие инвестиции в обеспечение развития.

На цели образования в США ассигнуются гигантские средства. Так, государственные и частные затраты на образование (без расходов на профессиональную подготовку преимущественно без отрыва от производства) заметно возросли в 80-90-е годы (на 70%), составив в 2005 г. 878 млрд. долл., или около 7,5% ВВП (для сравнения: в 2005 г. расходы США на военные цели были на уровне 495 млрд. долл., или 4% ВВП). Кроме того, по разным оценкам, до 150 млрд. долл. тратится на упомянутое выше ”образование взрослых”, в рамках которого, например, в 2001 г. в различных программах обучения участвовало 92 млн. человек, или 46% взрослого населения страны (в середине 80-х годов - лишь 13,3%). С учетом всех прочих государственных и частных программ на подготовку рабочей силы (переподготовку безработных, подготовку на рабочем месте и пр.) валовые затраты на образование в США достигают астрономической суммы в 1 трлн. долл. в год.

Следует отметить, что из государственных источников (федерального, штатных и местных бюджетов) финансируется абсолютное большинство (4/5) всех учреждений сферы образования (от учреждений дошкольного образования до вузов). В 2005 г. эти расходы составили 714,1 млрд. долл., или более 81% от общей суммы; лишь 20% всех учреждений образования поддерживается частным капиталом (корпорациями, частными фондами, отдельными лицами; их расходы составили в том же году более 164 млрд. долл., или около 19% совокупных расходов). Такое соотношение отражает важнейшую особенность американской системы формального образования - преобладающую роль государства в его финансировании. В 2005 г. государственные расходы на образование в США составляли 714,1 млрд. долл. (5,4% ВВП), частные - 164,2 млрд. долл. (2,1%).

Помимо финансового обеспечения, сфера образования располагает многочисленными и хорошо подготовленными кадровыми ресурсами. В 2005 г. в США насчитывалось 3,5 млн. школьных учителей, в высшей школе было занято более 1,3 млн. преподавателей, в том числе 720 тыс. в государственных вузах и 290 тыс. - в частных. Еще более 1 млн. человек, по оценкам, имеют ”работу, связанную с преподаванием”: специалисты в области образования, работающие в промышленных компаниях и военной сфере, консультанты и преподаватели в музеях, библиотеках и т.д. Весьма велика и численность административного персонала, работающего в системе образования.

Одно из центральных и наиболее важных звеньев американской системы образования - высшие учебные заведения. В 2005 г. из 4,3 тыс. учреждений высшего образования 1,85 тыс. являлись государственными и 2,45 тыс. - частными. Среди них особую роль играют так называемые исследовательские университеты (к началу ХХI в. их насчитывалось 235), которые представляют собой ядро американской системы высшего образования, являясь основными центрами фундаментальной науки, подготовки специалистов и научных кадров высшей квалификации. Именно эти университеты, в которых обучается примерно 2,8 млн. студентов (19% от их общего числа), получают значительную часть государственной поддержки на проведение фундаментальных исследований, в них присуждается наибольшее число докторских степеней. Это, как правило, чрезвычайно престижные вузы, занимающие ведущие позиции в рейтингах университетов не только Соединенных Штатов, но и мира (Принстонский, Гарвардский, Йельский, Стэнфордский, Колумбийский, Пенсильванский, Корнельский университеты, Массачусетский и Калифорнийский политехнический институты и др.). В 2006 г. американская высшая школа подготовила почти 1,5 млн. бакалавров (5% граждан страны студенческого возраста), 614 тыс. магистров (2%), более 55 тыс. докторов наук (около 0,2%) в различных областях знаний.

С точки зрения формирования ”экономики знаний” особое значение, разумеется, имеет высшее научно-техническое образование. Количество степеней бакалавра в области естественных, точных и инженерных наук составляет примерно 1/3 от их общего числа, магистра - около 20%, доктора наук - порядка 47%. При этом если доля американцев среди всех получивших докторскую степень составляла в 2005 г. 64,6%, то в области науки и техники доля граждан США была существенно ниже - в инженерных науках 33%, в физических - 51%, в математических - 42%, в компьютерных науках - 37%.

Однако несмотря на все имеющиеся достижения, американское образование сталкивается с серьезными вызовами. Американские эксперты отмечают ряд негативных тенденций, проявляющихся в сфере кадрового обеспечения науки и образования.

Старение научных и инженерных кадров: возраст более 50% всех ученых и инженеров старше 40 лет (для России, разумеется, этот показатель выглядит, как недостижимая мечта).
После террористических атак 2001 г. привлекательность США для иностранных ученых и инженеров несколько снизилась; более того, усложнились условия въезда в Америку как студентов, так и специалистов. А ведь именно иностранные научно-технические кадры формировали более половины совокупной потребности в таких специалистах.
Страны, которые ранее были важным источником научно-технических кадров для США - Китай, Индия, Тайвань, Южная Корея - сами делают упор на подготовку кадров ученых и специалистов, увеличивая ассигнования на НИОКР и образование. Так, в Южной Корее число защищенных докторских диссертаций с 1986 г. по 1999 г. увеличилась на 400%, на Тайване - на 500%, а в Китае - на 5400%. Соответственно, количество аспирантов из этих стран, защитивших докторские диссертации в США, сократилось.
Все меньше американских студентов посвящают себя изучению естественных и инженерных наук, математики. Доля выпускников по этим специальностям среди всех окончивших вузы составляет в Китае, например, 60%, на Тайване - 41%, в Южной Корее - 33%. В США эта доля в 2000-е годы не превышает 30%. Доля выпускников инженерных специальностей в составе населения в возрасте 24 года и старше составляет в Японии 5,8%, на Тайване - 4,3%, в Евросоюзе - 2,7%, в США - лишь 1,8%.
Для многих категорий американцев серьезной проблемой является доступ к высшему образованию (из-за его высокой стоимости). Средние годовые расходы студента, обучающегося в частном четырехгодичном колледже университета, в 2004 г. достигали 32,9 тыс. долл. (в 1985 г. они были ниже более чем в 3 раза). Размер максимальной стипендии студентам из малообеспеченных семей сократился (в реальном исчислении) на 25%. Хотя охват высшим образованием возрос как среди белых молодых людей, так и среди представителей этнических меньшинств, разрыв в степени этого охвата заметно увеличился в пользу белых.
Нехватка преподавателей по ряду научно-технических дисциплин приводит к активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Так, по имеющимся данным, в середине первого десятилетия ХХI в. доля иностранцев среди преподавателей в области инженерных наук составляла 26%, в прикладной и теоретической математике - 33%, в физике - 22%.

Американская средняя школа по ряду параметров отличается от многих зарубежных систем среднего образования, в том числе и российской. Так, применительно к США вряд ли вообще можно говорить о некой ”системе” среднего образования: программы, требования и методы обучения в различных регионах и школах страны существенно отличаются. Отсутствуют единые образовательные программы и стандарты, нет общих источников финансирования; помимо различных государственных органов (на федеральном, штатном, местном уровнях), в принятии решений по финансовым и организационным вопросам, по формированию программ и методов обучения, по оценке качества обучения могут участвовать представители бизнеса, общественных организаций, родители. Традиционно именно на местном уровне (причем не чиновниками, а общественными организациями родителей и учителей, а также школьными советами) принимаются основные решения о том, чему и как учить детей.

Если к достоинствам такой системы относятся ее многообразие, учет местных особенностей и потребностей, то к недостаткам - отсутствие единых образовательных стандартов, часто поверхностные знания, особенно в естественных и точных дисциплинах. Недостатки среднего образования, прежде всего получаемого в бесплатных государственных школах (а их более 90% общего количества школ в стране), вынуждены исправлять вузы, уделяя большое внимание на первых курсах усвоению студентами базовой школьной программы.

Главное направление школьной реформы в начале наступившего века - улучшение качества образования, совершенствование подготовки педагогических кадров, изменение содержания образования в сторону расширения академической части и сокращения узкопрофильной подготовки, повышение технической оснащенности школ. Так, в 2005-2006 учебном году в средних и начальных школах США насчитывалось 14,2 млн. компьютеров, в то время как 20 лет назад их было лишь 631 тыс. В 2003 г. все государственные школы страны получили доступ в Интернет.

http://www.chelt.ru/2008/4-08/supyan_408.html

_________________
Счастье надо создавать своими руками
(А.Грин, «Алые паруса»)

С уважением, Мир Валерий Викторович,
главный администратор форума


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30-01, 09:26 
Не в сети
абитуриент форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-10, 00:06
Сообщения: 3
Откуда: Russia
Я себе не согласиться с вами

_________________
Самые выгодные ПАММ инвестиции здесь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB