ФОрум Российского Образования (ФОРО)

Всероссийское общество решения наболевших проблем российского образования
Текущее время: 19-04, 08:46

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15-03, 15:47 
Не в сети
абитуриент форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-03, 10:49
Сообщения: 9
Откуда: от верблюда
Формирование методологических понятий

Поиск эффективной методики преподавания физики тесно связан с решением проблемы выделения ведущей системы знаний и умений. Системы, позволяющей наиболее оптимально реализовать цели и создать более качественный процесс обучения, по сравнению с существующим. См. книгу Н.Леонова "Новая эффективная дидактика" http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9441012
Школьная действительность говорит о том, что ученики не в состоянии самостоятельно осознать природу знаний и, как правило, это отражается на качестве их знаний. Как утверждает А.Н. Звягин: «Система научного знания выступает как идеальное образование, состоящее из определённого множества знаний–элементов, обладающее логической структурой и общностью познавательных функций этих элементов; - знания-элементы, образующие систему научного знания, приобретают в ней такие свойства, которыми они не обладали бы вне системы Только через систему знаний можно научить учащихся мыслить, самостоятельно приобретать и расширять знания»
Для того чтобы учащиеся могли стать грамотными и хорошо подготовленными к труду, им надо преподносить не сумму каких- то разрозненных сведений, а систему научных знаний, лежащую в основе познавательной и дальнейшей практической деятельности учащихся. Это требует уделения большого внимания к такому виду учебной деятельности, как систематизация и обобщение изучаемых понятий на всех этапах учебной деятельности, - от объяснения нового материала, до практического решения задач включительно.
Современными исследованиями было доказано, что дедуктивный путь познания учащихся (от общего к частному) более рационален и более эффективен, поскольку он раскрывает сущность процессов и взаимосвязь явлений, в результате приводит к пониманию законов и событий. Путь через обобщения короче и продуктивнее для форми-рования знаний и умений учащихся. Этот путь способствует более высокому уровню обучения и усвоения, поскольку опирается на нор-мальный уровень развития современного школьника. Что и способст-вует углублению и укреплению интереса к изучаемому предмету.
Развёртывание учебного материала должно соответствовать логике понятий данной науки, причём учебный процесс обязан обеспечить всю сущность формируемого понятия. Последовательно-сть изучения предмета создаёт определённый структурный подход к формированию каждого понятия.
Для формирования системы знаний весьма важно создать у учащихся понимание сути научной теории, её структуре и каждого конкретного элемента в отдельности.
Весьма заслуживает внимания следующее высказывание Дж. Брунера: «…Хорошее преподавание, выделяющее общую струк-туру изучаемого предмета, является, вероятно, даже более значимым для менее способных учащихся, чем для одарённых».
Одним из важнейших направлений образования, считает Ф. М. Кадырова, «является его культурологизация, т.е. введение элементов систематизированного культурологического знания во все сегменты, как общего, так и специального образования. Именно компетентностный подход открывает широкие перспективы в этом направлении, т.к. он обеспечивает формирование целостной картины мира, ориентации в ней, представления совокупности существующих элементов и взаимосвязей между ними, выявляет необходимость освоения интегративных знаний (философских, науковедческих, культурологических)».
Естественно, что внутри каждой изучаемой темы можно выде-лить оптимальный путь подачи учебного материала, являющийся алгоритмом познавательного действия, как кратчайший способ фор-мирования знаний и умений. Это справедливо для всех изучаемых предметов. Его можно изложить так, что не будет учащихся, не понявших главного смысла, не освоивших его, и, тем более, не успевающих за общим учебным движением.
Качество знаний и умений учащихся зависит не только от количества усваиваемых ими понятий, но и от их глубины. Остановимся на примере формировании понятия физического закона. В этом случае знание учащихся может быть ограничено лишь тремя ниже указанными пунктами (пункты 1, 5, 9). Но могут сообщаться знания всех тринадцати пунктов. Поэтому, несмотря на то, что в процессе обучения учащиеся изучили одинаковое количество понятий, но качество образования в этих случаях будет различно. Качество образования зависит не только от количества формируемых понятий, но и от глубины их формирования. Время, затрачиваемое на учебный процесс, в этих случаях будет различным.
- Закон Паркинсона: Работа имеет тенденцию растягиваться как резина, заполняя все время, отпущенное на нее.
Формирование методологических понятий в науках естественно-научного цикла рассмотрим на весьма важном и сложном в препода-вании предмета физики. Предмета, связанного с систематизацией и обобщением знаний о явлениях, происходящих в реальном мире. Физические знания, являясь важной основой мировоззрения, служат серьезной базой для постановки воспитания при обучении физике. Поэтому для большей определённости в требованиях к качеству знаний и умений учащихся, в учебном процессе в Госстандарте знаний и умений по каждому предмету должна указываться точная глубина каждого формируемого понятия. В этом случае перед учите-лем и учащимися будет стоять четкая и конкретная картина пред-стоящей работы. А для выполнения этой учебной работы должно быть предоставлено учителю и, соответственно, учащимся необходи-мое и достаточное время, обоснованное психологией и возрастной физиологией. Только в результате такого подхода можно избежать серьёзной перегрузки учащихся. Систематическая перегрузка учащи-хся приводит к поверхностному усвоению ими учебного материала. Перегрузку учащихся можно снизить оптимизацией домашних зада-ний на основе их структуризации для упрощения самоконтроля учащимися при их выполнении. Домашние задания создают полезную познавательную деятельность и оказывают большое влияние на результативность всего учебно-познавательного процесса.
Формирование понятий в учебном процессе является частью целого комплекса проблем, связанных с большой проблемой форми-рования мышления. Без развития понятийного аппарата невозможен сам процесс мышления. Поэтапное формирование понятия влияет на развитие конкретного мышление на данном этапе развития и оказы-вает положительное влияние на формирующееся абстрактное мышле-ние. Как говорит Г.С. Ландсберг: «Нас возмущает не столько недостаточность фактов и теоретических представлений, находящих-ся в распоряжении учащихся, сколько отсутствие ясного и правиль-ного суждения об их соотношении. Учащиеся зачастую плохо ориен-тируются в том, что положено в определение, что является резуль-татом опыта, на что следует смотреть как на теоретическое сообще-ние этих опытных знаний».
Преподавание должно учитывать и особенности условного деления наук и приоритетность наук естественнонаучного цикла перед другими. Как правило, все открытия сделанные представите-лями естественных наук, способствовали ускорению научно-техни-ческого прогресса, повышению качества жизни общества.
Поэтому одна из важнейших задач обучения физике является постоянное, целенаправленное, логически обусловленное формиро-вание у учащихся физического мировоззрения, как системы знаний, глубоко и правильно раскрывающих сущность материи, ее движения и взаимодействия.
Кроме того, накопление знаний современной физикой идет большими темпами, следовательно, систематизация знаний, способ-ная сделать научную информацию более компактной и усвояемой, является одной из задач совершенствования методики преподавания физики. Последовательность изучения материала учащимися должна определяться не только структурой и логикой предмета, но и логикой формирования глубины и структуры понятия. Для этого нужен не только анализ структуры предмета, но и создание последователь-ности в формировании умственной деятельности учащихся в процес-се изучения каждого понятия. При рассмотрении, например, общих понятий, которые формируются на протяжении изучения всего курса, нужно поначалу обозначить наиболее характерные и отличительные свойства признаков, входящих в данное понятие. Иначе целый этап при формировании понятия выпадет из логической цепочки и затруд-нит дальнейший процесс формирования понятия. Затем понятие необходимо постоянно уточнять и углублять.
В основном всё содержание учебного материала курса физики носит мировоззренческий характер. Но для того, чтобы правильно и быстро сформировать физическое мировоззрение, необходимо четко, ясно и полно показать учащимся, какую область сущности материа-льного мира изучает физика и каково содержание знаний, раскрыва-ющих эту область материальной сущности. Однако, несмотря на всю сложность и неоднозначность процесса формирования понятий, сами понятия можно определенным образом классифицировать и создать для каждого понятия алгоритм содержания и глубину его формирования.
Правильно указывает В.Ф. Ефименко, что «Изучение физики может стать основой формирования научного мировоззрения только в том случае, если весь материал курса физики будет фило-софски осмыслен и проанализирован с позиции единой методоло-гии». Из этого следует, что только при соблюдении последовательности этапов формирования понятия, учащиеся смогут прави-льно оперировать этим понятием. Необходимо отметить и то, что на каждом отдельно взятом этапе понятие нельзя считать сформиро-ванным. Только при удачном и последовательном прохождении всех уровней можно говорить о сформированности понятия.
Технология учебного процесса без пробелов в знаниях пред-полагает полную сформированность понятий, а чтобы это условие выполнять, необходимо чётко представлять всю глубину каждого формируемого понятия. Для этого ниже и представлены разрабо-танные нами алгоритмы формирования физических понятий, на основе которых ведётся изложение учебного материала.
Методологическое содержание понятия физической картины мира, при всей его фундаментальности, до сих пор недостаточно упорядоченно. Поэтому для формирования материалистической убежденности учащихся при обучении физике необходимо обеспе-чить усвоение ими всей существующей системы физических знаний (предусмотренных программой). Следовательно, учебный процесс нужно строить таким образом, чтобы не допускать догматичности в изложении учебного материала и пробелов в знаниях учащихся. Поскольку догматичность обучения, в основном, порождается повер-хностным изложением и недостаточностью доказательности излага-емого материала, то при изложении учебного материала необходимо раскрывать всю глубину известной сущности материи, в соответ-ствии с вопросами учебной программы. При этом следует заметить, что учебная программа по физике отражает лишь номенклатуру изучаемых вопросов, но не определяет глубину их изложения. В результате возникает необходимость не только упорядочить структуру, но и четко определить содержание (глубину) методологических понятий, в частности, говорим о физике.
Кроме того, разбивка учебного материала на отдельные фраг-менты (на порции), производится для поэтапного формирования понятий, введения и упрощения самоконтроля и самооценки знаний учащимися. Это, в конечном счете, позволяет просто и эффективно управлять учебнопознавательным процессом. Каждый учебный фра-гмент представляет собой определённый раздел учебного материала. Помимо содержательной целостности, ориентиром при разбивке на порции может служить определённая его продолжительность изучения.
В данной работе предпринята попытка систематизации и конкре-тизации методологических понятий всего курса физики. Методоло-гические понятия физики подразделяются на четыре группы.
Первая группа понятий раскрывает сущность материи вполне определенной области знаний, к ней относятся: вещество, поле, тела, факторы, явления, эффекты и процессы.
Вторая группа понятий раскрывает основу научного познания физикой сущности материи. К ней относятся: постулаты, принципы, теории, гипотезы, эксперименты.
Третья группа содержит элементы физического знания сущности материи. К ней относятся: факт, величина, закон, правило.
Четвертая группа понятий раскрывает использование знаний материальной сущности природы человеком для практических нужд. К ней относятся: механизм, аппарат, прибор, машина, технология.
В научной и справочной литературе методологические понятия рассматриваются не в комплексе, а по одиночке, чаще всего вне связи с объяснением свойств и поведением материи, без прямой ориента-ции на формирование материалистического мировоззрения. Напри-мер, определение, даваемое фактору в Большой Советской энцикло-педии: «фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты». Это определение не отражает материальности – физической сущности, оно не ориентировано прямо на формирование материалистического мировоззрения, поскольку в зависимости от причины («божественная» или материальная сила), может в равной степени способствовать формированию идеалистического и материалистического мировоззрения. Такое определение не раскрывает, какую область сущности материи имеет фактор. Кроме того, фактор определяется через другое понятие – процесс. Процесс в литературе определяется, в свою очередь, также через другое понятие – явление и т.д. Получается замкнутый круг и не понятно, что есть что. В то время как с точки зрения материа-листического мировоззрения, методологические понятия физики могут быть раскрыты только на основе системного подхода к объяснению свойств и форм материи, с указанием соотношения этих понятий друг с другом.
Систематизированная структурированная система знаний отли-чается наличием глубоких и содержательных алгоритмических указа-ний, являющихся блоком управления познавательной деятельностью учащихся, критерием качественного самообучения и ориентиром для саморегуляции, самоконтроля, самоутверждения, самооценки в про-цессе собственной познавательной деятельности. В учебной методо-логической литературе по физике смысл этих понятий рассматри-вается бессистемно и весьма эпизодически, что не способствует цело-стному осознанному формированию материалистического мировоз-зрения учащихся при изучении физики, поэтому ниже предлагается эта система в кратком алгоритмическом изложении.
- Материя – объективная реальность, существующая вне и незави-симо от человеческого сознания и отражаемая им.
- Поле – вид материи, обладающий свойством непрерывности и кото-рый в состоянии покоя не имеет массы.
- Вещество – совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя.
- Тело (физическое) – вещественное образование, обладающее кон-кретными размерами и массой. Пример физического тела – планета, молекула, элементарная частица и т.д. К физическим телам относят также и предметы, созданные человеком, например: подвод-ная лодка, стальной брусок, ракета.
- Фактор – воздействие, оказываемое полем или движущимися тела-ми. Например: ветер, электрическое поле, свет, радиация и т.д.
- Явление – это всякое изменение состояния материи или взаимо-превращение ее компонентов при взаимодействии (вещества с веществом, вещества с полем, поля с полем), в результате чего образуются новые вторичные факторы или изменяется состояние взаимодействующих. Например: колебание водной поверхности (шторм), как результат взаимодействия (вещества с веществом) дви-жущегося воздуха и воды, свечение газа под действием электри-ческого поля, как результат взаимодействия (вещества и поля) молекул газа с электрическим полем, электромагнитная индукция – взаимопревращение электрического и магнитного полей, взаимодей-ствие поля тяготения Земли и Луны и т.д.
- Эффект – вторичный фактор, образующийся в ходе явления. Таким образом, многие явления природы наблюдаются благодаря появле-нию эффектов. Примеры эффектов: интерференционная картина, свет от молнии, свет полярного сияния, шум ветра, морские приливы и т.д.
- Процесс – последовательное протекание взаимосвязанных явлений.
Так образовавшийся в ходе начального явления фактор становится причиной нового явления, порождающего новый фактор, который является причиной следующего явления и т.д. Примером такого процесса может быть ядерная реакция (при К=1). Явления в процессе могут быть взаимосвязаны не только новым фактором, но и быть обусловленными изменением величины или направления какого-то фактора. Например, началом процесса кипения жидкости является изменение фактора температуры или давления. В этой связи, часть процессов линейные, разветвленные и круговые (периодические, циклические). Пример разветвленного процесса – ядерная реакция (при К>1). Пример кругового процесса – сезонные изменения погоды, круговорот воды в природе, колебания и волны различной природы, изменение состояния газа в двигателе внутреннего сгорания (цикл Карно и т.д.).
- Факт – знание, достоверность которого доказана. Синоним понятий – истина, событие, результат. Например: светит Солнце, трава зеленая и т.д.
- Величина (физическая) – количественная и качественная характе-ристика конкретных факторов природы. Примеры: потенциал и напряженность электрического поля, температура и давление газа.
- Закон (физический) – характеристика взаимообусловленного изме-нения взаимодействующих факторов природы. Физический закон является количественным или качественным описанием явления.
- Правило (физическое) – достоверное утверждение о направлении взаимосвязанных факторов природы.
- Постулат – бездоказательное, но достоверное утверждение, пред-сказывающее результат какого-либо явления или процесса.
- Принцип – исходное положение какой-либо теории, учения, науки или действия машины, прибора, аппарата, механизма.
- Теория – система обобщенного, достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет или предсказывает функционирование определенной совокупности, составляющих его объектов.
- Эксперимент - практическая проверка существования научного факта.
- Физическая картина мира - современная система знаний, отражающая физическую сущность материального мира.
Для формирования полного физического мировоззрения учащи-хся необходимо раскрыть им все содержание физических знаний. С этой целью и для облегчения деятельности преподавателей при подготовке к занятиям и их проведению предлагаем использовать рассматриваемые ниже содержания понятий. При этом следует заме-тить, что данные содержания носят наиболее общий характер и применительно к частным понятиям могут являться как недоста-точными, так и избыточными по содержанию. Поэтому их использо-вание должно носить творческий, избирательный характер.
Приводимые содержания могут быть использованы и в мето-дическом плане: в качестве тезисов при изложении материала препо-давателем и ответов учащихся, вопросов для контроля знаний учащи-хся, или вопросов для самоконтроля знаний учащихся.


Формирование понятия материи
Что такое материя (определение)?
Какие факты подтверждают материальность мира?
Какие известны формы существования материи, их измерение?
Что такое пространство и время?
Какие факты говорят о том, что пространство и время есть формы существования материи?
Каким свойством обладает материя, ее измерение, учет и применение?
Какие существуют виды взаимодействия материи (гравитационные, электромагнитные и ядерные) и на каких опытах их можно пронаблюдать?
Какие известны виды материи (вещество и поле)?
В чем выражается их единство, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность?
Какую область сущности материи представляет фактор, явление, эффект и процесс? Что говорит о неисчерпаемости материи?
В чем заключается бесконечность и вечность форм существования материи?
Какова диалектика развития форм материи?
Какие элементы знаний приняты для описания сущности материи?
Каково содержание этих элементов знаний?

Формирование понятия вещества
Название конкретного изучаемого вещества,
состав атома данного вещества,
энергия связи ядра атома,
состав молекулы вещества,
валентность элементов, входящих в состав молекулы, химическая активность,
взаимодействие молекул вещества в зависимости от расстояния между ними, химическая формула, пространственное расположение молекул,
а также механические, термические, электрические, магнитные, оптические, излучающие и поглощающие свойства вещества.
Зависимость от механического воздействия, температуры, напряжен-ности электрического поля, индукции магнитного поля и облучения.

Формирование понятия тела
Природа изучаемого тела.
Форма, размеры, масса, плотность, характер движения, импульс, энергия, центр тяжести, давление на опору, устойчивость, плавучесть, прочность, твердость, теплоемкость, электроемкость и т. д.?

Формирование понятия поля
Название поля.
Физические свойства поля.
Какими теориями и как объясняются физические свойства поля?
В чем заключается материальность поля?
Что является материальным носителем поля (источником)?
На какие тела и как поле оказывает действие?
В чем заключается силовая характеристика поля?
Какой величиной измеряется силовое действие поля?
Что собой представляет идеальный и реальный носитель поля?
Из каких элементов складывается суперпозиция полей данного вида?
Как графически изображается поле с помощью силовых линий?
Можно ли определить работу по перемещению идеального носителя поля в поле другого носителя такого же поля?
Какова энергетическая характеристика взаимодействия носителей поля?
Какой величиной измеряется энергия поля?
Как определить объемную плотность энергии поля?
Как графически, с помощью эквипотенциальных поверхностей характеризуется энергия поля?
Какова взаимосвязь силовой и энергетической характеристик поля?
Какие существуют методы и средства наблюдения и регистрации свойств данного поля?
Как действует на организм человека и окружающую природу данное поле?
Каковы причины и механизм излучения волн?
Каково влияние поля на физические свойства различных веществ?
Какие параметры и как они изменяются при колебаниях поля?
Каково соотношение фаз составляющих (полей различных видов) волну?
Поляризация волн.
Каков механизм распространения волн?
Какова скорость распространения волн в различных средах?
О чем говорит принцип Гюйгенса?
Что представляет собой явление интерференции?
Что такое явление дифракции?
Как объясняется явление отражения волн?
Как объясняется явление преломления волн?
Что такое дисперсия волн?
Как в пространстве распространяются волны разной частоты?
Что собой представляет спектр частот волн данного поля?
Каково распределение энергии в спектре волн и его значение для жизни на Земле? Каково физическое свойство волн различной частоты?
Как влияют волны различной частоты на физические свойства различных веществ?
Как и где применяются и учитываются вредные воздействия волн разной частоты?
Какова взаимосвязь, взаимообусловленность существования вещес-тва и данного поля?
Что собой представляет движение носителей поля под действием внешнего постоянного и переменного поля?
В чем заключается квантово-волновой дуализм?
Что собой представляет движение носителей поля в различных средах?
Какие явления порождает движение носителей поля в различных средах?
Каковы последствия возможного влияния движущихся носителей поля на организм человека и окружающую природу?
Где и как используется движение носителей поля?

Формирование понятия фактора
Название изучаемого фактора, его физическая сущность.
Причина его возникновения.
Какими теориями и законами объясняется данный фактор?
Какова силовая и энергетическая характеристика фактора?
Какими величинами измеряется?
Какими экстремальными значениями величин характеризуется распределение данного фактора в пространстве?
Как изменяется данный фактор в различных средах?
Как математически и графически характеризуется изменение данного фактора в различных средах?
Какой величиной измеряется это изменение?
Как изменяется рассматриваемый фактор в зависимости от геометри-ческих размеров тел (пространства)?
Как зависит фактор от системы отчета (инвариантность)?
Какие качественные и количественные изменения происходят в среде при изменении данного фактора?
Какова взаимосвязь данного фактора с другими?
Какие явления и процессы порождаются данным фактором?
Как фактор влияет на организм человека и живую природу?
Каковы его оптимальные параметры для жизнедеятельности человека?
Какие существуют приемы и способы защиты организма человека от этого фактора?
Какими приборами измеряют величину данного фактора?
Какие меры предосторожности нужно соблюдать при измерении величины данного фактора?
Каково практическое использование и учет вредного действия данного фактора?

Формирование понятия явления
Что такое явление?
Название явления.
Внешние признаки явления (наблюдаемые эффекты).
Какая причина вызвала данное явление?
Какие изменения происходят с материей в данном явлении?
Какие эффекты сопровождают данное явление?
При каких физических условиях протекает данное явление?
Какими современными физическими теориями объясняется данное явление?
Как объясняется данное явление с точки зрения законов кинематики, динамики и сохранения? Как математически описывается данное явление?
При каких экстремальных параметрах величины факторов протекает явление?
Будет ли наблюдаться данное явление в других системах отчета?
Какова связь данного явления с другими?
Какова опасность влияния явления на организм человека и окружающую природу?
Какие существуют приемы защиты организма человека от вредных действий данного явления?
Каково практическое использование и учет вредного действия явления?

Формирование понятия процесса
Что такое процесс?
Как называется процесс?
Какие изменения происходят в среде или со средой во время процесса?
Какие причины обуславливает протекание процесса?
Какова последовательность явлений в этом процессе?
При каких условиях возникает?
Как происходит количественное и качественное изменение среды в данном процессе?
По каким эффектам наблюдается процесс?
Каково объяснение процесса на основе законов кинематики, дина-мики и законов сохранения?
Как математически описывается данный процесс?
На каком опыте наблюдается данный процесс?
Каково графическое описание процесса на основе законов кинема-тики, динамики и сохранения?
Где и как в практике используется данный процесс?

Формирование понятия эффекта
Что такое эффект?
Как называется данный эффект?
Какие явления природы или технические устройства создают данный эффект?
Каковы внешние признаки данного эффекта?
Какова длительность эффекта?
Какая причина обуславливает его появление?
Каково техническое применение данного эффекта?
Каково влияние данного эффекта на организм человека и окружающую природу?
Какие существуют приемы и способы защиты организма человека от вредного воздействия данного эффекта?
Будет ли наблюдаться данный эффект в других системах отчета?
На каком опыте можно пронаблюдать данный эффект?

Формирование факта
Какова физическая сущность факта?
Каким образом устанавливается (наблюдение, измерение, умозаклю-чение)?
Какой опыт, прибор или последовательность логических (матема-тических) операций позволяет убедиться в справедливости факта?
Для каких практических целей используется данный факт?

Формирование понятия величины
Что такое величина?
Что раскрывает учащимся знания этой величины?
Каково её назначение? Что измеряют данной величиной?
Каково её название?
Что означает (от чего происходит это название)?
Каким символом обозначается данная величина?
Как устанавливаются понятия величины?
Какой вид имеет математическая формула величины?
Определение величины.
Как устанавливается единица измерения величины?
Как определяется наименование единицы измерения величины?
В честь какого учёного названа единица измерения этой величины или что означает название этой единицы в переводе с иностранного языка?
Какие ещё существуют единицы измерения величины, и какие единицы существовали ранее?
Что представляет собой эталон единицы измерения величины или что принято за единицу ее измерения?
Какие существуют приставки для кратных и дольных приставок и каков порядок и вид их записи?
Экстремальные значения.
Является ли данная величина вектором или скаляром?
Возможно ли отрицательное значение данной величины?
Каков физический смысл отрицательного значения величины?
Как зависит значение величины от формы и размеров тел, пространства?
Каков порядок действий при переводе величины из одной системы измерения в другую (так, например, перевод скорости движения тела из км/час в м/с)?
Какова шкала измерения данной величины?
Какой вид имеет график данной величины?
Постоянная или переменная величина и от чего зависит ее значение?
Каков физический смысл единицы измерения данной величины?
Характеризуется ли данная величина направлением (вектор или скаляр)?
Обладает ли данная величина свойством аддитивности?
Применим ли к этой величине принцип суперпозиции?
Зависит ли данная величина от системы отсчёта? (инвариантность )?
Каковы математические и графические зависимости данной величи-ны от других величин?
Какие существуют методы определения данной величины?
Каковы графические зависимости данной величины?
Как влияет на организм человека фактор, который измеряется данной величенной?
Какими приборами измеряют данную величину?
Какие меры предосторожности надо соблюдать при измерении данной величины?
Каков порядок выполнения лабораторной работы по определению данной величины?
Как решаются прямые задачи с использованием данной величины?
Какие существуют методы решения более сложных задач с использованием данной величины?

Формирование понятия о законе
Как называется закон?
Где, когда, кем и при каких обстоятельствах был открыт закон?
Какое явление описывает данная закономерность?
Какова взаимосвязь величин в законе?
Как формулируется закон?
Каким экспериментом подтверждается закон?
Как в лабораторной работе выводится и наблюдается данная закономерность?
Какова физическая связь данного закона с другими?
Какова запись закона в математическом виде?
Какая новая постоянная величина вводится в законе?
Каково объяснение закономерности природы на основе современных научных теорий?
При каких физических условиях закон выполняется и не выполняется (инвариантность)?
Как графически изображается данная закономерность в различных системах координат?
Где и как на практике применяется данная закономерность?

Формирование понятия правила
Для каких целей устанавливается данное правило?
О чем говорит данное правило?
Как формулируется?
При каких условиях правило выполняется?
Где и как используется правило на практике?
Как в лабораторных условиях проверить справедливость данного правила?
Формирование понятия постулата
Название постулата.
Кем, когда и с какой целью был введен данный постулат?
Какие теоретические и экспериментальные выводы были использо-ваны для выведения постулата?
Какова математическая запись постулата?
При каких граничных условиях постулат выполняется?
Какова справедливость постулата для различных систем отчета (инвариантность)?
Каково прикладное значение данного постулата?

Формирование понятия принципа
Где, когда и кем был разработан данный принцип?
Для какой цели разработан данный принцип?
Каково содержание данного принципа?
Какие явления природы или действия устройства объясняются на основе данного принципа?
Каково практическое значение установления данного принципа?

Формирование понятия теории
Что изучает теория?
На каких экспериментальных фактах, законах, правилах, постулатах, принципах основана теория?
Какие идеальные объекты используются в обосновании теории?
Какие существуют экспериментальные доказательства достоверности основных положений теории?
Какие факторы, явления, процессы и эффекты объясняются и предсказываются теорией?
Какова область действия теории?
Каково прикладное и практическое значение данной теории?

Завершение формирования понятия материи (физической картины мира)
Какие современные основополагающие теории физики объясняют строение и свойство материи?
В чем заключается единство и всеобщность законов движения, взаимодействия и сохранения?
В чем заключается и каково физическое объяснение закона перехода количества в новое качество?
Какова физическая сущность закона единства и борьбы противоположностей, и какие тела, факторы, явления, процессы и эффекты его иллюстрируют?
Какова физическая сущность закона отрицания отрицаний?
Какие физические факты подтверждают закон отрицания отрицаний?
Какова диалектика развития форм материи?
Какие существуют противоречия в объяснении факторов, явлений, процессов, эффектов природы?
Каково прикладное значение знаний в физической картине мира?


Прикладные устройства
Аппарат
Как называется аппарат?
Кто и когда впервые изобрёл этот аппарат?
Для чего предназначен аппарат?
Что даёт учащимся знание этого аппарата?
Каково устройство аппарата?
Каково назначение всех деталей аппарата?
Какие явления и законы природы лежат в основе работы аппарата?
Каков принцип работы аппарата?
Что собой представляет система управления аппаратом?
Каковы технические данные аппарата?
Эстетично ли оформлен аппарат?
Какова степень надёжности аппарата?
Какова стоимость аппарата?
В каких экстремальных физических условиях аппарат может работать?
Каков порядок пользования аппаратом?
Удобен ли аппарат в эксплуатации?
Каковы правила техники безопасности при работе с аппаратом?
Как практически пользоваться аппаратом?
Какие ещё разновидности аппаратов применяются для этих целей?
Где в производстве используются аппараты этого вида?
Каковы перспективы аппарата с данным принципом работы?
Каковы приёмы и методы решения задач, содержание которых основано на принципах работы изучаемого аппарата?

Машина
Что такое машина вообще?
Как называется машина, которую предстоит изучать?
Какое значение могут иметь для учащихся знания о данной машине?
Кто, когда и где изобрел машину этого вида.
Для каких целей использовалась первая машина этого вида
На каких физических процессах и явлениях основан принцип работы этого вида?
Какое преобразование энергии происходит в данной машине?
Какими физическими законами можно охарактеризовать процессы и явления, происходящие в машине?
Каково устройство и принцип работы данной машины?
Каково математическое и графическое описание процессов и явлений, происходящих в машине, с точки зрения законов движения динамики и сохранения энергии?
Каков КПД машины?
Какие физические условия снижают КПД машины?
При каких условиях возможно максимальное значение КПД машины?
Какова мощность машины?
От чего зависит мощность машины?
Каков вес машины?
Какова ориентировочная стоимость машины?
Каков порядок включения (пуска) машины?
Какие меры безопасности нужно соблюдать при пуске и обслужи-вании машин?
В каких экстремальных физических условиях машина может работать.
Какова надёжность машины?
Каковы достоинства и недостатки машины?
Какова перспективность машин такого принципа?
Какие ещё существуют машины этого типа?
Где в производстве используются машины этого типа?
Как практически пользоваться машиной?
Какие существуют приёмы и методы решения задач, содержание которых основано на принципе работы и движения машины?

Понятие технологии производства
Что такое технология производства вообще?
Как называется изучаемая технология?
Какое значение имеют знания этой технологии для учащихся?
Кто и когда разработал эту технологию производства впервые?
На выпуск какой продукции предназначена данная технология?
Когда эту технологию внедрили?
Какова последовательность физических процессов и закономер-ностей, лежащих в основе качественного и количественного измене-ния вещества в технологическом процессе?
Каково устройства и принцип работы оборудования данной техноло-гической линии?
На каком этапе, как и в каком количестве, появляются отходы данного производства?
Какие меры защиты и охраны окружающей среды предусмотрены на данной технологической линии?
Какие существуют правила техники безопасности на технологичес-кой линии?
Какова производительность данной технологии в конкретных условиях?
Каковы резервы увеличения производительности для данной технологии?
Какова себестоимость выпускаемой продукции, и каковы возмож-ности снижения себестоимости?

_________________
Более подробное теоретическое обоснование и практическая реализация совершенствования учебного процесса в книге Н.Леонова «Новая эффективная дидактика». http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9441012


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB