ФОрум Российского Образования (ФОРО)

Всероссийское общество решения наболевших проблем российского образования
Текущее время: 26-04, 22:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14-03, 16:00 
Не в сети
абитуриент форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-03, 10:49
Сообщения: 9
Откуда: от верблюда
Управлениt качеством познавательной деятельности

Качество обучения - это логическая категория, описывающая по его внутренним, присущим ему свойствам, признакам соответствия определённым требованиям Государственного стандарта образования и рынка труда.
В чисто терминологическом плане под услугой сферы образования являются результаты образовательной деятельности, обладающей полезными свойствами, предназначенные для удовлетворения потребностей общественного (государственного) или личного характера.
Термин «качество образования» характеризует рыночную особенность этого понятия.
Качество может служить величиной (мерой), измеряющей степень удовлетворения потребностей конкретного потребителя в образовании. Таким образом, качество образования является экономической категорией, которая связана с понятием «полезность», «целесообразность», «необходимость». Отсюда мерой полезности следует считать общественно необходимое качество, которое предполагает достижение определённого уровня знаний и умений их потребителем, обеспечивающее их грамотное применение в конкретном виде деятельности.
Экономический аспект системы управления качеством образования должен учитываться при использовании различных форм организации обучения. В частности, при определении величины затрат на обучение, необходимых для создания наиболее экономи-чески целесообразного применения методов и организационных форм обучения по повышению качества образования, а также при выборе критериев наиболее рациональных решений, направленных на повышение качественных параметров обучения.
Для потребителя образования качество приобретенных знаний и умений является мерой полезности, но для учебного заведения это выступает дополнительными финансовыми затратами. Тем не менее, каждое учебное заведение должно стараться повышать качество своей продукции, чтобы быть конкурентным на рынке образовательных услуг?
Таким образом, самым эффективным оружием в конкурентной борьбе за потребителя является качество образования. Качество образования заставляет учебные заведения соревноваться в повышении уровня и практической значимости знаний и умений учащихся.
Для повышения качества образования необходимо внедрять методы управления качеством.
В мире используются различные системы управления качеством. Как правило, основанные на современной концепции, управления качеством.
Главными составляющими систем управления качества образования являются внутренние проблемы учебного заведения, как правило, это затраты на качество и создание контроля за качеством образования.
Основой построения таких систем управления являются системы международных стандартов ИСО 9000 и их последние модификации.
Под управлением качеством образования следует понимать организацию планомерного, постоянного, обусловленного конкретной целью процесса воздействия на всю среду, обеспечивающую создание учебного процесса наибольшей эффективности.

Теория психологического управления качеством познавательной деятельности

В существующей дидактике центр тяжести анализа познания приходится в основном на раскрытие структуры и процесса познания. Основным вопросом теорий обучения является выяснение, что собой представляет процесс познания учащегося, каким образом он постигает истину.
Процесс обучения с точки зрения современной дидактики внешний по отношению к процессу усвоения знаний учащимися. Процесс учения внутренний, психологический процесс. Поэтому психологи выделяют звенья процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Этими понятиями обозначается психологическая деятельность учащихся.
На наш взгляд теория поэтапного формирования умственных действий наиболее близко подошла к практической реальности её применения. Но, к сожалению, ни одна из существующих теорий не раскрывают пути создания успешного, эффективного и качест-венного процесса обучения. В этом плане психологические теории упускают из вида существенную часть психологических процессов, происходящих в ходе образовательного процесса, - это соотнесение коммуникативных процессов, происходящие в личностной системе управления, с процессами управления извне, причём на всех уровнях образования, обучение учение, познавательная деятельность. Поэтому, не отрицая достижения педагогической науки, дополняем существующие теории обучения ещё одним аспектом, аспектом, описывающим и отвечающим за качество и эффективность обучения, которым является – «Теория психологического управления качеством познавательной деятельности учащихся».
Теория психологического управления качеством познавательной деятельности дополняет отсутствующее звено в существующей дидактической системе, применение которой позволит объединить существенные положения всех теорий и создать единую дидактическую систему. Систему достоверных знаний, описывающих конкретные фрагменты учебного процесса, приводящие состояние этого процесса к наивысшим результатам качества и эффективности.
Высокая эффективность теории психологического управления качеством познавательной деятельности хорошо подтверждаются многочисленными результатами практического использования её в обучении. В основе этой теории находится утверждение, что главное условие высокоэффективного усвоения знаний и формирования умений составляет психологическая система управления познавательной деятельностью учащихся, объединяющая систему управления обучением с личностной системой управления учащегося. В результате чего создаётся сознательное усвоение знаний учащимися, отличается от зубрёжки тем, что происходит самостоятельная познавательная деятельность, в которой неотъемлемой частью является систематический самоконтроль и самооценка знаний и умений учащимися. Самоконтроль и самооценка становятся неотъемлемой частью интенсивной обратной связи ученик-учитель, на основе использо-вания информации, которой создаётся возможность ввести регулирование качества учебного процесса. Причём информацию обратной связи учитель получает, как правило, до начала занятия. Задача теории психологического управления качеством познавательной деятельности - это вывод системы образования из затянувшегося психолого-педагогического кризиса в новое состояние, обеспечивающее её высокоэффективное функционирование. Остановимся на аспекте управления подробнее.
Впервые система управления качеством была основана на общих принципах научной школы управления (школа Тейлора – начало XX века). Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качест¬ва - инспекторы. Система мотивации предусматривала штрафы, а также увольнение. Основной функцией управления в такой системе является контроль конечной продукции. Система Тейлора дала некоторый механизм управления качеством, однако производство - это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо не на выходе конечной продукции, а более эффективно управлять качеством процесса с его исходной позиции.
Поэтому в семидесятых годах прошлого века появилась новая отрасль науки – системотехника, давшая единую научную методологию, на основе которой объединяются научные знания, необходимые для конструирования, создания и внедрения любой системы управления. Это позволяет сочетать в единый взаимосвязанный комплекс системы управления, взаимодействие персонала и технического оборудования для достижения определённой цели.
Для того чтобы та или иная спроектированная система качества, включающая управление образовательными процессами, заработала, нужно, прежде всего, мотивировать персонал, участвующий в образовательном процессе, обучить этот персонал вопросам качества и менеджмента. Необходимо также создать психологический климат во взаимоотношениях с обучаемыми, установить цель созданного управления, создать критерии оценки качества, создать стандарт требуемого качества образования по каждому учебному предмету.
В настоящее время основным направлением в совершенствовании качества образования должен быть переход от разработки отдельных приёмов и методов преподавания для различных стадий учебного процесса к автоматизированной психологической системе управлением качеством образования всего непрерывного учебного процесса, которая должна охватывать все стороны и этапы деятельности системы образования.
В существующей системе образования нет и намёка на использование какой-либо разумной системы управления качеством. Введением единого государственного экзамена, возможно, неосознанно, будут предприняты некоторые элементы системы управления столетней давности, то есть управление качеством по конечному результату всего лишь для некоторых предметов. В результате в достаточной мере бессмысленно тратятся бюджетные средства. Государство проводит очередную модернизацию образования без конкретного направления и предполагаемого результата.
Конечно, в лучшем случае нужно было бы начать с проектирования учебного процесса. С создания учебно-методического комплекса по всем предметам на основе современных технических и методологических достижений, создания эффективной технологии учебного процесса, его организации и наполнении конкретным практическим жизненно значимым содержанием, а затем на всех последующих этапах внедрения совершенствовать качество образования учащихся на основе использования статистических методов посредством интенсивной систематической обратной связи. Поскольку эта неподъёмная проблема зависит только от Министерства образования и науки и в определённой мере от Академии образования и является их прерогативой, то пока оставим этот вопрос для лучших времён. Опустимся в самый низ, в реально существующий учебный процесс, и раскроем суть технологии, повышающей в значительной мере качество учебно-познавательного процесса, зависящего только от самого педагога. И сделаем это посредством использования одной только системы управления качеством учебно-познавательной деятельности. На основе которой создадим автоматизированную психологическую систему управления качеством учебно-познавательного процесса.
Познание - это процесс накопления (опыта) знаний и умений личностью, необходимых для её выживания в природе, для комфортной адаптации этой личности в обществе.
Познание - это личностный процесс, необходимый личности для перехода с нижнего уровня выживаемости на более высокий. Направление этого процесса и его эффективность обусловлено самим человеком. Познание – объективно-субъективный процесс самосовершенствования. Познание – сугубо личностный процесс, управляемый самой личностью.
В нашей педагогике обучение рассматривается как организация и управление познавательной деятельностью учащихся. Но, к сожалению, практической реализации этот аспект совершенно не находит.
В процессе управления познанием, субъектом управления является сам учащийся, объектом управления является деятельность этого учащегося по накоплению целенаправленного опыта. Процесс управления познанием присущ личностной системе управления ученика. Личностная система управления познавательной деятельностью - это, как правило, высокоэффективная система управления замкнутого цикла. В неё входят следующие этапы управления:
мотив, устанавливающий направление деятельности,
цель достижения желаемого,
установление критериев достижения цели,
способы достижения цели,
деятельность достижения цели,
контроль достижения дели,
оценка,
корректирование.
Зачастую эти этапы управления познавательной деятельностью проводятся личностью бессознательно, автоматически, не акцентируя на них внимания.
В традиционном обучении учёт индивидуальных способностей школьников весьма ограничен заданными взаимоотношениями; учащегося считают объектом обучения, что является грубейшей ошибкой дидактической системы, поскольку учащийся - сам субъект обучения самого себя, своей личности. Самообучение личности основано на мотивациях, побуждающих учащихся к определённому направлению обучения. Мотивация выступает как основа создания цели для деятельности личностной системы управления в получении определённых знаний и умений. Следовательно, объектом управления в учебном процессе может быть только познавательная деятельность учащегося.
Как же управлять познавательной деятельностью учащегося, если это его личное дело?
Очевидно, надо сформировать систему мотиваций познавательной деятельности так, чтобы цель познавательной деятельности личности ученика совпала или была направлена на цели обучения данного урока, темы, курса предмета.
В этом плане самообразование является процессом целенаправленного развития личности, в котором функции учителя выполняет сам учащийся. Влияние на самообразование личности происходит посредством воздействия зоны ближайшего социального окружения, которыми являются друзья, семья и школа. Управление далее должно заключатся в оперативной помощи каждому учащемуся на всех этапах его познавательной деятельности.
Это как раз то, что обеспечивает высокое качество знаний и умений учащихся. Это то, чего абсолютно нет во всех наших учебных заведениях, тем более в вузах. То есть в нашей педагогической теории и практике наблюдается полное отсутствие управления познавательной деятельностью каждого учащегося в процессе обучения.

Роль управления в повышении качества и эффективности
учебно-познавательного процесса

Остановимся более подробно на психологическом аспекте управления, на которой основано высокое качество обучения и высокая эффективность учебного процесса. Проблема управления учебно-познавательным процессом каждого учащегося назрела давно. Несмотря на это, в теории и практике проблема индивидуального обучения в классно-урочной системе не решается на должном научно-теоретическом уровне. Речь идет о модернизации системы управления, и механизма управления учебно-познавательным процессом каждого учащегося с эпизодического неосознанного, спонтанного управления к управлению осмысленному, систематическому и интенсивному.
Отличительную особенность психологии управления учебно-познавательным процессом составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями людей, в одну учебную организацию, подчиняющихся правилам, нормам и уставу этой организации. Правила, нормы, и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в этом учебном заведении - такие отношения и называются управленческими.
Без грамотного управления и совершенной организации учебно-познавательного процесса не дадут положительного эффекта ни капиталовложения, ни новая техника, ни самоотверженный труд учителей.
В качестве объекта управления выступают познавательные, воспитательные и развивающие процессы, связанные с каждым конкретным учащимся. Субъектом управления являются, прежде всего, государство, гражданское общество, учебное заведение педагоги, в том числе и сами учащиеся.
Субъект и объект управления вступают между собой в отношения по поводу организации всех сторон учебно-познавательного процесса, образуя систему управления, основанную на управленческих отношениях.
Следовательно, управленческие отношения предполагают единую основу совместной управленческой деятельности всех участников учебно-познавательной деятельности.
Эффективное управление обучением тесно связано со знанием основ управления и умением администрации учебного заведения и преподавателей рационально организовать, регулировать и контролировать учебно-познавательную деятельность всех групп учащихся и каждого в отдельности.
Главное направление развития управленческой теории и практики образованием сегодня состоит в создании целостной, эффективной и гибкой демократической системы управления учебно-познавательным процессом. Целесообразно отказаться от не оправдавших себя иллюзий, укоренившихся порочных понятий и идеологических догматов, но в то же время необходимо сохранить накопленный положительный опыт. Нужно заглянуть в будущее, уловить тенденции развития общественной демократизации и втягивание системы образования в эру информационной технологии и понять необходимое значение управления учебно-познавательным процессом каждого учащегося.
Управление необходимо в образовании на любом этапе его производства, что обусловлено общественным характером учебного труда людей, который немыслим без определенного уровня организации и разделения их труда. В учебном процессе труд делится на управленческий и исполнительский. В зависимости от качества системы управления находится качество и эффективность учебного процесса. Следовательно, только через управление учебно-познавательным процессом можно создать систему высококачественного, высокоэффективного образования.
Гносеология познавательной деятельности человека обусловлена тем, что человек, как и любое высокоразвитое существо, обладает инстинктом самосохранения, сопровождаемое чувством тревоги и страха, которые исторически являются главной движущей силой к познанию окружающего мира, общества и самого себя. По своей сути страх – это трансформация инстинкта самосохранения. Чувство страха заложено в нас природой, чтобы продлить срок нашей жизни. По закону природы любой предмет стремится в состояние равновесия или покоя. Так и мы, люди, стремимся к благополучию, занимаясь самообучением, познавая окружающую действительность.
Самообучающая функция организма человека ответственна за накопление опыта, обеспечивающего функционирование этого организма. Используя накопленные знания умения и навыки, составляющие его опыт, человек преобразует окружающую его действительность и тем самым расширяет свои жизнеобеспечивающие возможности, необходимые для его существования в природе и в обществе. Все дети с рождения обладают способностью и естественной потребностью учиться - самообучаться. Учение – процесс накопления знаний, опыта. Естественное образование – это осознанное самообразование, развитие, идущее изнутри человека - процесс учения.
Современное обучение – это процесс, идущий извне, – обучение – дрессировка, представляющий собой процесс преодоления природных наклонностей и замене их приобретенными под внешним давлением навыками. Отсюда и происходит авторитарность и деспотичность, как правило, отбивающие у школьников и студентов желание учиться.
Главную роль развития учащегося играет его личностная система управления познавательной деятельностью. Личностная система управления является системой замкнутого типа, ей свойственна цикличность управляющих действий. Последовательность и характер управляющих действий личностной системы управления не отличается от последовательности характера действий любой другой управляющей системы. В цикл её деятельности входит:
1) Постановка задачи, основанной на мотивации.
2) Выработка критериев достижения цели.
3) Планирование деятельности.
4) Поэтапное выполнение деятельности.
5) Поэтапный контроль достижения цели.
6) Поэтапное корректирование достижения цели.
7) Итоговый контроль достижения цели.
С таким же полным циклом управления должен работать процесс обучения каждого школьника. Но в отличие от самообразования, от процесса учения, современная педагогика не может реализовать на практике полный цикл управления в процессе обучения. Поскольку из управленческого цикла системы управления учебно-познавательной деятельностью каждого учащегося выпадают (систематический поэтапный контроль достижения учебной цели, поэтапное корректирование достижения цели, итоговый контроль достижения цели). Это потому, что в системе управления процессом обучения полностью отсутствует систематическая обратная связь с каждым учащимся - непрерывный или поэтапный контроль обучености каждого учащегося и последующее корректирование знаний и умений учащихся до требуемого уровня.
Управлять эффективно любым процессом без интенсивной обратной связи просто невозможно. Простой пример это езда на велосипеде по пересечённой местности с завязанными глазами.
Обучение без интенсивной обратной связи с каждым учащимся - это неуправляемое обучение, это управление вслепую. Такое обучение не может быть качественным и эффективным.
Следовательно, в процессе обучения не может быть высоких результатов образования только из-за отсутствия возможности управлять качеством образования каждого учащегося в учебном процессе.
Чтобы хоть как-то улучшить процесс обучения педагоги интуитивно приходят к необходимости введения тотального систематического контроля знаний и умений. Для этого вводят всякого рода тестирование, контрольные срезы, опросы и т.д., но, тем не менее, даже такие интенсивные, трудоёмкие формы контроля знаний не дают и не дадут учителю возможность получать своевременную систематизированную информацию о сформированности конкретных элементов знаний и умений каждого учащегося.
Педагогам давно пора понять - контроль знаний учащихся извне в классно-урочной системе не способен исполнять роль оперативной обратной связи. Эта функция в процессе обучения бесполезна и даже вредна, это доказано такими учеными, как Б.Г. Ананьев, В.А. Сухомлинский, Н.П. Аникеева.
Стремление создать обратную связь ученик – учитель на основе контроля знаний извне (даже на основе компьютерных технологий) - абсолютно безнадёжное дело. От этого давно пора отказаться.
Пытаться создавать качественное обучение с существующей авторитарной деспотической педагогической идеологией обучения, тем более без реального управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, не имеет никакого смысла и никаких перспектив.
Грамотный учебный процесс должен быть направлен на согласование внешней системы управления обучением с личностной системой управления учащегося и учёте результатов его самоконтроля. Это направление обращено к деятельности ученика и связывает проблему качества образования и её эффективность с активной позицией школьника в познавательном процессе, что напрямую связано с самоконтролем и самооценкой знаний учащихся.

Самоконтроль и самооценка знаний учащимися – средство активизации их познавательной деятельности

Самоконтроль и самооценка знаний и умений учащимися является одним из этапов личностной системы управления ученика в процессе его познавательной деятельности.
Внешний контроль и личностный самоконтроль психологически взаимосвязаны. Внешний контроль, как фактор, влияет на развитие самосознания, предполагает наличие стандартов, норм, критериев. Контроль извне имеет свое собственное «измерение», так как подразумевает способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием. Внешний контроль со стороны педагога на основе его требований переходит в самоконтроль учащегося.
Значение самоконтроля в процессе своей познавательной деятельности заключается в сопоставлении знаний и умений учащимся в соответствии мотиву деятельности и достижением поставленным целям, своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, сравнение своей деятельности с его результатом, или сравнение с каким-то образцом или с заданным результатом действия, с эталоном.
Всеми многочисленными исследователями по проблеме самоконтроля признается необходимость формирования самоконтроля у учащихся для успешного выполнения ими учебной деятельности. Во всех многочисленных работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально.
В тоже время у человека с раннего возраста функционирует личностная система управления, самоконтроль, саморегуляция своей деятельности. Если бы этого не было, то человек не научился бы ходить на двух ногах, говорить, пользоваться ложкой и многое другое. В связи с этим автор считает, что самоконтролю специально обучать не имеет смысла. Но для значительной активизации познавательной деятельности учащихся, категорически необходимо вводить самоконтроль знаний и умений в технологию учебного процесса и использования его результата (самооценку) в управлении познавательной деятельности. Опыт показывает, что всякое развитие происходит в деятельности. Поэтому учащегося надо включать в самостоятельную познавательную деятельность, в которой и происходит автоматическое привитие навыков самоконтроля.
С этой целью необходимо систематически давать учащимся задания для самостоятельной работы, причём эти задания не должны быть отпугивающе трудными.
Производя познавательную деятельность, учащийся будет производить самоконтроль по достижению определённых своих результатов. Включение ученика в познавательную деятельность - это уже является мощным средством активизации его познания в конкретном направлении. В тоже время технология включения учащегося в сознательную познавательную деятельность, в процесс самообразования, является серьёзным пробелом существующих теорий обучения.
Существует большое количество определений и толкований различными авторами термина и понятия «самоконтроль», в основном отличные от нашего понимания, что такое «самоконтроль».
Самоконтроль, ни больше, ни меньше - это один из этапов цикла личностной системы управления своей деятельностью. В ходе самоконтроля учащийся производит умозаключения по оценке проведённой деятельности. Результатом самоконтроля всегда является оценка произведённых им действий. По итогам самооценки, если она не удовлетворяет личность ученика, происходит корректирование проведённого действия, в результате он овладевает практическими умениями и навыками. Самоконтроль способствует усвоению конкретных знаний, развитию мышления и формированию практических навыков.
Конечно, возникает вопрос – «Как это сделать»?
Прежде всего, надо определиться, с какой целью будем вводить самоконтроль? Поставим пока две цели: 1) Значительно активизировать познавательную деятельность учащихся по конкретному предмету. 2) Улучшить качество образования по данному предмету.
Достижение первой цели, полагаем, возможно, путём оптимизации учебного процесса для введения самообразования и конечно самоконтроля. Делаем это посредством конкретизации и структурирования учебного материала, предлагаемого учащимся для усвоения, путём пооперационной подачи всего учебного материала с целью проектирования и упрощения последующих функций познавательной деятельности и самоконтроля учащимися. Пооперационная подача учебного материала состоит в создании и упрощения самоконтроля учащимися, в процессе которого выявляется полнота, правильность и последовательность усвоения учебного материала, то есть, делим учебный материал занятия на логически завершённые порции, вопросы, задачи. Таким образом, создаём условия для пошагового, поэтапного самоконтроля. Другими словами, конкретно устанавливаем объём учебных действий, предназначенных для формирования каких-либо знаний и умений, и этот объём разделён на конкретные порции, которые учащийся должен освоить или выполнить самостоятельно по итогам данного занятия. Самоконтроль усвоения материала конкретными порциями значительно упрощается для учащихся. Разбивка учебного материала, предназначенного для усвоения учащимися, активизирует познавательный процесс. Он выступает своего рода психологической лестницей, ведущей ученика к успеху. Сделал первую порцию задания, поставил себе за это оценку, идёт дальше, освоил следующую порцию, поставил оценку и т.д. выполняются все части задания. Это продвигает ученика вверх по лестнице к успеху.
Для достижения второй цели предлагаем учащимся после изучения темы или после каждого занятия сообщать педагогу результат самоконтроля (самооценку) по освоению каждого определённого элемента структуры знания или умения. Причём предлагаем сообщать учителю такую оценку своих знаний или умений, на которую он претендует, и которую обязуется защитить, и если ему это будет предложено. Эта самооценка, независимо от того, защищал ученик её или нет, на каждом занятии выставляется в классный журнал. В журнал может выставляться и скорректированная оценка учителем. На каждом занятии у ученика в журнале должна стоять интегрированная оценка его познавательной деятельности. Такой психологический приём позволяет стимулировать учащихся к достижению высокого качества знаний.
Кроме того, необходимо, чтобы учащиеся сами контролировали итоговое качество своей работы - полное формирование своих знаний и умений, предусмотренных программой. Для этого учащимся предлагается самим выставлять себе итоговые оценки за четверть, полугодие, (семестр) как сумму баллов за пройденный период, делённую на число занятий. Это будет итоговая оценка, на которую они претендуют. Последующая диагностика качества знаний и умений учителем за этот период, как правило, всегда подтверждает их достоверность.
Таким образом, используя самоконтроль учащихся, сравнительно легко автоматически повышается и качество, и эффективность учебного процесса. В учебном процессе с реальным управлением не бывает не только двоечников, но и даже троечников, качество успеваемости всегда не ниже 100%. Более подробно об этой технологии можно прочитать в книге Н.Леонова «Новая эффективная дидактика». http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9441012

_________________
Более подробное теоретическое обоснование и практическая реализация совершенствования учебного процесса в книге Н.Леонова «Новая эффективная дидактика». http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9441012


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15-02, 13:01 
Не в сети
абитуриент форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-10, 00:06
Сообщения: 3
Откуда: Russia
Вы попали в точку . В этом что-то есть и мне кажется, что это очень хорошая идея. Полностью с тобой согласен.

_________________
Самые выгодные ПАММ инвестиции здесь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB